Почему они не слушаются? Секреты управления подчиненными
10.09.2010 05:23«Они» вас не слушают. И не выполняют задания. Покивав головой и пробормотав под нос: «Да, Иван Иваныч, конечно, сделаю», — через полчаса уже забывают о ваших просьбах и приказах. А когда вы входите в кабинет, разговор обрывается, и все старательно изучают мониторы своих компьютеров, демонстрируя потрясающую увлеченность работой...
Если выше описан ваш коллектив, то проблема взаимоотношений «руководитель — подчиненные» знакома вам не понаслышке. Сочувствую. В первую очередь — вашим подчиненным. Мало приятного работать под началом человека, к которому не питаешь уважения. Ведь если вас уважают как профессионала, признают ваш авторитет и право быть руководителем (не те, кто вас на эту должность назначил, а те, кем вы должны руководить) и доверяют вашим решениям, вы не столкнетесь с проблемой саботажа и отказа выполнять свои обязанности. Или (как минимум) получите объяснения, почему подчиненный не хочет делать ту или иную работу.
Бунт на корабле
В качестве «рецепта», как избежать непочтительности и невнимания сотрудников, можно предложить древнюю и известную всем пословицу. Догадались? Правильно: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Проверьте себя:
•Вы знаете, в чем состоит личная заинтересованность каждого из ваших сотрудников в профессиональной задаче? И есть ли она вообще?
•Вы можете перечислить сильные стороны каждого из них в том деле, которым они занимаются?
•Вы в курсе жизненных ценностей, позиции и проблем каждого?
Если эти вопросы не вызывают у вас недоумение, вы вряд ли сталкиваетесь с саботажем на рабочем месте.
Секреты мотивации сотрудников
Никакого секрета эффективного управления не существует. Есть только очевидное-невероятное. Эффективный руководитель— это такой руководитель, который:
•хорошо знает специфику профессиональной задачи и представляет, какие именно люди могут ее решить;
•понимает, что взрослые люди делают только то, что им выгодно (очень важно понимать также, что зарплата— далеко не единственная выгода! Не будет человек за зарплату вкладывать в работу душу, ему должна быть интересна задача или последствия ее выполнения);
•знает все мотивационные рычаги для своих сотрудников: ради чего он будет работать, а ради чего подвинет работу на второй план;
• признает теорию ситуационного лидерства, то есть знает, что если в текущей ситуации профессионалом является не он, а его подчиненный ― спокойно отдаст бразды правления ему.
Поиск компромиссов
А теперь давайте поговорим серьезно. Что делать, если подчиненные не признают ваше руководство, не подчиняются, не выполняют приказы и распоряжения? Один из возможных вариантов ― сменить подчинение на сотрудничество. У вас есть команда и есть проблема. Вы собираете команду и предлагаете ей решить проблему. Это может быть, например, стратегическая сессия, где вы выступите не в роли руководителя, а в роли модератора (специалиста, организующего процесс обсуждения, но не управляющего им). Если не уверены в своих силах, можете пригласить модератора со стороны. Это будет даже лучше — тогда вы сможете наравне с группой участвовать в решении.
В результате этой сессии может быть выработан достойный компромисс. Можно заключить даже письменный договор. А если принять правило откровенности на время сессии (с вашей клятвой об отсутствии карательных санкций за откровенность), то сможете узнать о себе много нового.
Главное, чтобы это обсуждение не осталось только на бумаге. Все, до чего вы договоритесь, должно иметь дальнейшее развитие, иначе желание команды работать с вами будет срезано на корню. Если же руководитель и команда настроены на сотрудничество, то они смогут добиться успеха.
Инга Древаль, Brainity
|