От года до двух - развиваемся, играя

Олеся Жукова, для InHa.ru

Ваш малыш растет. Он учится сравнивать себя с окружающими людьми, наблюдает за поведением детей и взрослых… Наблюдение — очень важный аспект развития ребенка, поскольку оно является одним из средств социализации. Сравнивая себя с другими людьми, ребенок осознает и то, что он похож на них, и то, что он от них отличается. К концу второго года малыш начинает узнавать себя в зеркале.

«Как тебя зовут?»

Помогите малышу запомнить его имя и начать называть себя и своих близких по имени. Показывайте пальчиком ребенка на него и громко говорите: «Вова!» Когда малыш научится называть себя по имени, научите его называть свое имя в ответ на ваш вопрос «Как тебя зовут?»

«Что ты чувствуешь?»

otgodadodvuhrazvivaemsainn2.jpgУчите ребенка передавать его чувства и настроение. Малыша можно научить выражать нежность к близким людям — целовать, посылать «воздушный поцелуй», обнимать, гладить. Ощущение боли можно выразить словом «бо-бо», досаду — «ай-ай-ай», несогласие — «нет!», просьбу — «дай!», запрет — «ну-ну-ну!».

«Волшебное зеркало»
Все мамы играют в простую игру: «А где у Ани носик? А где у Ани ушки?» Называя и дотрагиваясь до разных частей тела и лица ребенка, мама помогает ему запомнить их названия. Умение «ориентироваться» в собственном теле — один из показателей умственного развития малыша.
С ребенком старше полутора лет обязательно играйте в такую игру. Встаньте с ребенком перед зеркалом в полный рост и, показывая на себя, проведите «урок анатомии»: «Это — мой нос! А где твой нос, покажи? Это моя нога. А где твоя нога?» Такие игры перед зеркалом очень нравятся детям.

«Забавные рожицы»
Не спешите отходить от зеркала. Переходите к уроку актерского мастерства. Научите малыша «строить рожицы», передавая различные эмоции. Учите ребенка хмуриться — сдвигать брови, удивляться — поднимать брови, «пугать маму» — оскаливать зубы, делать «доброе лицо» — улыбаться.

«Помогалки»
Не забывайте, что ребенку не всегда нужна ваша помощь. Иногда ему хочется поиграть и исследовать окружающее пространство самостоятельно. Не спешите вмешиваться. Наблюдая за неуклюжими действиями ребенка, не поддайтесь соблазну сделать что-то быстрее за малыша. Если вы видите, что ребенку нужна ваша помощь или объяснение, спросите его: «Хочешь, я помогу тебе?» Вы можете вступить в игру, только если малыш согласится.

Уроки вежливости
Даже самых маленьких детей нужно учить быть вежливыми с окружающими. Если ваш малыш пока не умеет говорить, учите его выражать просьбу жестом «дай» (протягиванием руки), благодарность — кивком головы, прощаться — жестом «пока-пока».

«Мы делили апельсин, много нас, а он один…»
Все дети этого возраста — «собственники»: они не любят делиться игрушками и едой с окружающими. Но если ребенка не научить этому, в дальнейшем ему, скорее всего, будет сложно играть и общаться со сверстниками. Помните: совместная игра детей требует диалога и обмена. Научите малыша делиться сначала с близкими людьми, а потом со сверстниками. Это легко сделать, когда вы делите еду: фрукты (мандарин или апельсин), печенье, булочку можно разделить на дольки или разрезать на кусочки. Благодарите малыша за щедрость. Обязательно хвалите ребенка, если он сам захотел поделиться с другими людьми. Учите малыша проявлять заботу. Показывайте ему игры, в которых нужно накормить куклу или мягких зверушек, уложить их спать, переодеть.

Уборка

otgodadodvuhrazvivaemsainn1.jpgВечером, когда ребенок сладко спит, маме часто приходится убирать игрушки, которые он разбросал. Какая мама не мечтает в эти минуты о том времени, когда малыш станет самостоятельнее и сможет ей помочь. Вы заблуждаетесь, если думаете, что ребенку еще рано учиться убирать за собой. Приучайте малыша помогать вам в этом с самого раннего возраста. Поставьте коробку рядом с крохой и протяните ему игрушку, которую нужно положить в коробку. Хвалите ребенка, если он начинает проявлять первые признаки самостоятельности.
Научите малыша раскладывать вещи членов семьи по коробкам. Протягивая ребенку предмет одежды, называйте его: «Это папин свитер, положи его в эту коробку. Это мамина футболка. Положи ее вот сюда. А это чьи брючки? Твои. Положи их вот сюда». Помогая вам, малыш запоминает новые слова.

Учимся играть
Ребенку полутора лет покупайте наборы с фигурками животных и людей, игрушечную посуду и мебель. Показывайте малышу, как строить гараж, дорогу, зоопарк, ферму. Вводите в игры персонажи — людей и животных. Пусть папа едет в магазин за покупками, а мама готовит обед. Хотя дети второго года жизни не проявляют стойкого интереса к таким играм, вы сможете научить ребенка простым действиям с игрушками, которые позже он повторит и усложнит.

Совместная игра

otgodadodvuhrazvivaemsainn3.jpgЕсли вы хотите помочь вашему малышу стать общительнее, учите его играть со сверстниками. Хорошо, если у ваших знакомых есть дети такого же возраста, как ваш малыш. Вы сможете ходить друг к другу в гости или устраивать совместные прогулки. Дети могут вместе рисовать картинки, слушать музыку и сказки, строить конструкции из кубиков или конструктора, катать мяч друг другу или машинки по наклонному желобу, прыгать на батуте, «говорить» друг с другом по телефону и многое другое.

Из книги Олеси Жуковой «Уникальная методика развития ребенка»

Другие статьи по этой теме на Inha.ru:

Поспевает ли речь за возрастом
Никому ничего не скажу
Если малыш заикается
Речь ребенка: когда есть повод для беспокойства
Игры с детьми на природе: наблюдаем за животными

детский интернет магазин