Садомазохизм

Павел Гуревич, для InHa.ru

Первоначально садизм и мазохизм связывали только с сексуальным поведением. Сейчас их рассматривают более широко, как признак определенных черт характера. Причем обнаруживаются они довольно часто, причем в самых, казалось бы, банальных и повседневных ситуациях.

Садизм


sadomazohizminn1.jpgСлово садизм произошло от имени французского писателя и философа маркиза де Сада, который в своих произведениях описывал и оправдывал сцены сексуальных отклонений. Немецкий ученый Р. Крафт-Эбинг в книге «Сексуальная психология» назвал садизмом конкретную сексуальную патологию. Садизм — это специфическое поведение человека, направленное на обретение услаждения путем насилия. Садист получает кайф от физической боли или душевного страдания другого человека. Причем не следует думать, будто садист ведет себя по конкретной схеме только в постели. Садист — это тип поведения, характер...

Водитель автобуса видит, как к остановке из последних сил бежит старушка. Он терпеливо ждет, когда она преодолеет последний рубеж. Вот бабуля уже почти догнала автобус, сейчас она поднимет ногу, чтобы подняться на ступеньку. И водитель нажимает на рычаг. Он счастлив, наблюдая горе и замешательство незадачливой пассажирки. А вот садист в образе профессора вуза. Он получает огромное наслаждение от своей профессии. Нет, дело не в том, что он сеет вечное, доброе... Для него счастье войти в аудиторию, где страхом парализованы юные создания с зачетками. И сказать что-нибудь духоподъемное, совсем как у Аверченко: «Давненько я не резал маленьких девочек...» Или, к примеру, руководитель, который начинает рабочее утро с того, что ломает через колено своих подчиненных.

Мазохизм

sadomazohizminn2.jpgСлово «мазохизм» связано с именем австрийского писателя Л. Захер-Мазоха. Он написал роман «Венера в мехах», в котором отразил наклонности к приниженности и страданию. Мазохист обретает радость от собственного унижения и боли. И опять-таки речь идет не только об особом удовольствии в постели. Мазохист вечно хнычет, у него болят все коросты. Здесь он отказался от должностного повышения — «не достоин». Здесь жертвенно терпит унижение от мужа-пьяницы. А здесь униженно бегает за кинодивой, мечтая ухватить автограф. Р. Крафт-Эбинг ввел этот термин для характеристики особого типа сексуальных отклонений. Мазохизм — это потребность в унижении, травле, физической боли. Фрейд описывал мазохизм как действительное побуждение человека получить наслаждение через побои и унижение. Мазохизм — это также сфера фантазий, в которых ребенок переживает воображаемые сцены насилия над ним.

Сходства и различия

Но вот в чем дело — садизм и мазохизм неразрывно связаны друг с другом. Это две стороны одной медали. В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд представил садизм и мазохизм как разновидности одного и того же сексуального извращения, которое в той или иной форме встречается у каждого человека. «Садист — это всегда в то же время и мазохист, причем преобладание активной или пассивной стороны этого извращения позволяет определить господствующую форму сексуальной активности». Эти понятия австрийский психиатр развивал и уточнял на протяжении всей жизни. Так, в работе «Влечения и судьбы влечений» он писал о том, что садизм возникает раньше мазохизма, что он представляет собой агрессию, направленную на другого человека, и в принципе не связан с сексуальным наслаждением. Мазохизм — это тот же садизм, только направленный на самого себя.

Если садизм — это проявление активности, то мазохизм — превращение активности в пассивность. Лишь в связи с мазохизмом динамика влечения приобретает сексуальный смысл. Фрейд пишет о том, что лишь «чувство боли, а также другие ощущения неудовольствия вызывают сексуальное возбуждение, порождая приятное состояние, ради которого субъект готов выдержать даже неудовольствие от боли». Затем Фрейд стал рассматривать мазохизм как свидетельство в пользу еще одного глубинного инстинкта — инстинкта смерти.

В целом подход Фрейда к пониманию сущности садомазохизма сводится к представлению о нем как о сексуальном феномене, связанном с первородным влечением — либидо. В его понимании даже садистские желания, не связанные внешне с сексуальностью, все равно в своей основе имеют сексуальную мотивацию, только на бессознательном уровне.

Фрейд считал, что садистские и мазохистские действия можно наблюдать не только у невротиков. Их признаки есть и у здоровых людей. Они обнаруживаются в сновидениях и грезах.

Из книги Павла Гуревича «Практическая психология для всех»

детский интернет магазин