Стадии психосексуального развития
16.10.2008 12:15Детей считали чистыми и непорочными созданиями очень долго. До тех пор, пока в конце 19-го века Фрейд не обнаружил, что сексуальность у детей присутствует с самого рождения, но в иной, чем у взрослых форме.
Родом из детства
Детство оказывает огромное воздействие на всю жизнь человека. Истоки травматических реакций, разнохарактерные неврозы, тайные вожделения — именно там, в раннем возрасте. Фрейд открыл, что существует инфантильная сексуальность. До него считалось, что половое влечения присуще только взрослым. Осмысливая эмпирический материал, он пришел к убеждению, что начало сексуальной функции у ребенка совпадает с началом «внематочной» жизни. По мнению австрийского психиатра, влечение возникает из внутренних соматических (телесных) источников.
Сексуальный инстинкт нельзя рассматривать как целостный. Сексуальные влечения могут быть спровоцированы различными объектами. Возбуждение и удовлетворение могут быть достигнуты различными способами. Фрейд описал различные «эрогенные» зоны тела — рот, анус и гениталии. Если стимулировать эти органы, они приносят удовлетворение. Эти зоны потенциально активны от рождения. Но каждая из них последовательно оказывается в центре внимания и доставляет наибольшее наслаждение. Детская сексуальность, утверждал Фрейд, не совпадает во всем с чувственностью взрослого человека. Она состоит из двух фаз со скрытым периодом между ними.
Оральная стадия
Новорожденный младенец еще не осознает мир, но испытывает боль и удовольствие. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка уже можно наблюдать реакции удовольствия и неудовольствия. Особое наслаждение ребенок испытывает при сосании. Фрейд подметил, что когда младенца покормили грудью, выражение его лица сходно с тем, как выглядит человек после полового акта. Когда ребенок сосет грудь, все его внимание сосредоточено на ритмичном действии. Он часто сочетает это с тем, что трет какую-нибудь часть своего тела, например, мочку уха или гениталии. Стало быть, чадо удовлетворяет не только пищевой, но и сексуальный инстинкт. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной.
Во второй половине первого года жизни ребенок начинает более активно исследовать мир вокруг себя, и рот оказывается для него орудием исследования. Он тащит в рот все что попадется. Инстинктивное удовольствие, несомненно, в этот период связано с оральной зоной.
В возрасте от семи до девяти месяцев у ребенка появляется решительность и напористость в достижении своих целей. Он кусает, царапается, пинает, толкает и обнаруживает другие агрессивные действия, которые нередко смешаны с удовольствием и любовью к самому объекту. Чадо, к примеру, дергает мать за волосы и игриво ее покусывает. Абрахам назвал вторые шесть месяцев жизни ребенка «орально-садистическими». Он считал, что за укусами скрывается враждебность, которая сочетает в себе сексуальное и агрессивное удовлетворение. Более того, исследователь склонялся к мысли, что садизм взрослого человека коренится именно в остатках этих инфантильных форм орального удовлетворения.
Правда, эта точка зрения не получила полного признания. Некоторые психоаналитики считают, что садизм связан с преднамеренным желанием причинить боль. Но может ли ребенок в возрасте от шести до четырнадцати месяцев ставить перед собой такую задачу? Ведь он еще не способен провести различие между собственным телом и телом другого.
Анальная стадия
Следующая стадия психосексуального развития называется анальной. Ребенок уже после рождения испытывает приятные ощущения в анальной зоне. Это случается, например, когда мама меняет ему пеленки. Однако на втором году жизни анальная сексуальность проступает более отчетливо. Чадо получает удовольствие от исторжения продуктов своей жизнедеятельности. Можно удерживать каловые массы, а можно их испускать. У ребенка появляется символическое мышление. Это означает, что моча и фекалии отныне могут связываться с теми конфликтами, которые возникают между ним и матерью. Например, мама требует сесть на горшок, а ребенок отказывается делать это. Он осознает, что может теперь не считаться с материнскими требованиями и даже манипулировать матерью.
Во время дефекации (испражнения) ребенок испытывает различные состояния, в том числе возбуждение, удовольствие, стыд или беспокойство. В этот период дети проявляют огромный интерес к тому, как все это происходит у родителей, ровесников, братьев и сестер. Фрейд предположил, что в этой догенитальной стадии ребенок обретает некоторое всемогущество. У него появляется более полное ощущение своего тела. Он учится контролировать свои движения. Если же реальность показывает, что никакого фактического всемогущества нет, чадо реагирует гневом.
Вот почему в этом возрасте ребенок становится трудноуправляемым. Пациенты часто рассказывают, что с ребенком «нет сладу». Он все делает наоборот. Говоришь ему: держись за руку, здесь быстро бегают машины. Он немедленно вырывается и бросается под колеса. Просишь его не трогать игрушку, он упрямо приближается к ней. Не надо тревожиться. Ваш ребенок нормальный. Все зависит от того, каким вы его хотите видеть в будущем. Если покорным и безразличным, боритесь изо всех сил с его самостоятельностью. А если мечтаете о том, чтобы он стал независимым, следите за волнующим процессом — на ваших глазах рождается личность...
В развитии ребенка всегда присутствует множество тенденций. Он легко перевозбуждается и быстро впадает в угнетенное состояние. Нередко возникают вспышки ярости. Даже при небольших стрессах чадо капризничает, впадает в раздражение. Фрейд называл эту стадию садистски-анальной. Маленькие дети, играя, кусают друг друга, пинают и царапают, если хотят, скажем, овладеть нужной игрушкой.
Генитальная стадия
Наконец, последняя стадия психосексуального развития называется генитальной. Начиная с третьего года развития дети обеих полов проявляют повышенный интерес к генитальным анатомическим особенностям и различиям. В этой стадии девочки оказываются генитально ориентированными, приобретают опыт эротической чувствительности. Они пытаются испытать приятное чувственное возбуждение при помощи раздражения клитора, вагины. Они хотят достичь внутренней генитальной разрядки. Этот опыт окажется весьма полезным в дальнейшей жизни.
Сексуальное возбуждение может быть связано не только с гениталиями. Их может заменить рот или анус. Сексуальное желание имеет множество источников. Многие сексуальные влечения вообще не могут быть удовлетворительным образом локализованы в какой-то телесной зоне.
Примерно с пяти лет, при нормальном развитии, догенитальные влечения подчиняются генитальным ощущениям, формируя, таким образом, то целое, что принято называть сексуальностью.
Из книги П.С. Гуревича «Практическая психология для всех»
|