Трудно представить жизнь вообще без электронных устройств, они есть в любой семье. Дошкольники и младшие школьники по большей части проводят время за планшетами, реже за смартфонами или компьютерами. Вот, например, выходит мама из автомобиля, держит на руках дочку лет полутора, а у той в руках планшет с «Машей и Медведем». И маме все равно, что девочка пачкает ее одежду, главное – ведет себя тихо.
Планшет вместо родителей
Почему же мама так поступает? Когда ребенок рождается, родители умиляются: вот он улыбнулся, пополз, пошел, сказал «мама». Взрослея, он начинает проявлять все большую социальную активность: «дай это, дай то, хочу, не хочу, надо, не надо». И мамы, особенно те, кто впервые с этим сталкивается, просто не знают, что с этим делать, когда уже можно будет отдохнуть. И тут на помощь приходит «волшебная палочка» — планшет. И вот вместо того, чтобы разговаривать с малышом, общаться, увлечь его чем-то, мама дает ему в руки гаджет и получает время заняться своими делами.
И ребенку становятся неинтересны ни игрушки, ни книжки. Потому что он видит, как мама занимается тем же самым – сидит, уткнувшись в планшет или смартфон. Если бы мама проводила время за книжкой – он бы хотел делать то же самое.
Планшеты такие яркие, занимательные, красивые. Это очень привлекательные игрушки, и дети в них мгновенно влюбляются.
И вот это «пусть немножко поиграет» постепенно превращается в катастрофу: ребенок уже и не хочет воспринимать ничего другого. Кто-то, конечно, может возразить, что существует огромное количество развивающих игр. На самом деле, ничего развивающего в них нет. Максимум, что они делают – чему-то обучают.
Если говорить о математических играх, где надо складывать, вычитать и так далее, они тоже бесполезны. Ребенок будет наугад выбирать любые цифры, потому что ему нравится сам процесс, само чувство вовлеченности. И планшет не спросит его, почему он выбрал ту или другую цифру. А если ошибся – можно всегда начать заново.
Что плохого в обучающих программах?
Ну, во-первых, все они заменяемы мамой и книжками. Во-вторых, они куда больше развлекают, чем обучают. В-третьих, они крайне вредны для здоровья:
- зрение сильно портится, потому что яркий светящийся экран находится очень близко к глазам;
- осанка портится из-за согнутого положения;
- мелкая моторика не развивается, потому что работает только указательный палец правой руки;
- мышцы руки перенапрягаются;
- замедляется кровообращение.
Кроме того, тратится куча времени, которое могло быть потрачено на что-то действительно полезное. Не стоит даже упоминать о том, насколько полезнее и естественнее для ребенка побегать и попрыгать в течение двух часов, нежели просидеть за планшетом.
Если ребенок на самом начальном этапе жизни привыкает к этому суррогату, настоящая жизнь ему потом неинтересна. В это время закладывается отношение к миру, приобретается опыт общения с себе подобными, с взрослыми, любимыми, нелюбимыми, родными, чужими, приятными и неприятными. А если ребенок все время проводит за планшетом, он недобирает общения, недобирает настоящей жизни. Потом вытащить его в реальную жизнь будет гораздо сложнее. Можно, конечно, найти разумный баланс, но это очень сложно. Лучше как можно дольше не знакомить малыша с гаджетами и предпочитать им живое общение.
Все-таки познавать жизнь ребенок должен со взрослыми людьми, которые могут запрашивать обратную связь. Это живое общение можно дополнять гаджетами, но не заменять. Например, подключить большой телевизор к компьютеру и самой управлять действиями, не давать ребенку ничего нажимать, тем самым не вовлекая его в процесс.
Гаджет бывает полезен
Однако нельзя назвать гаджет абсолютным злом. Несмотря на то, что бумажная книга полезнее планшета, есть вещи, которые доступны только с ним: можно услышать звуки, увидеть движения. Это разовьет кругозор, речь, даст возможность подумать, сравнить, поразмышлять. Можно успешно изучать иностранный язык с помощью программ. Ни один бумажный учебник не скажет, как правильно произносить, не даст послушать речь носителей. Иногда возникает необходимость общаться с помощью интернета. Например, если один из родителей в командировке, или бабушка с дедушкой живут далеко.
Некоторые считают, что нужно учиться в детстве, иначе потом никогда не научишься. Но это не так. Многие из тех, кто сегодня воспитывает детей, не имели в детстве компьютера, но при этом успешно научились пользоваться им уже будучи взрослыми. Так что стоит оттягивать момент знакомства с гаджетами как можно дольше. Чем раньше сформируется зависимость, тем труднее будет ее побороть. Да и зачем бороться с зависимостью, если можно сразу не допустить ее формирования?
А зависимость формируется действительно сильная. Ребенок начинает хуже спать, хуже есть, он уже не может оторваться от планшета. Даже взрослым бывает трудно отвлечься от захватывающей игры, что уж говорить о детях. Гормон удовольствия впоследствии вырабатывается уже только тогда, когда малыш с планшетом.
Лучше всего использовать гаджеты только как рабочий инструмент. Не ставить вообще никаких игр и ограничить возможность их скачивания. Делать доклады, заниматься иностранным языком по скайпу.
Когда ребенку можно доверить планшет?
Когда же можно доверить ребенку гаджеты, не контролируя его? В том возрасте, когда с ним уже можно договориться – не раньше 6-7 лет. И если он не соблюдает условия договора (который нужно заключать еще до того, как гаджет попал ему в руки), лишать возможности поиграть с ним завтра.
Жизнь ребенка должна быть заполнена огромным количеством интересных дел. Тогда будь у него даже все планшеты в мире, он никогда не отдаст предпочтение им в ущерб своему хобби. Если же у малыша куча свободного времени, когда он не знает, чем себя занять, зависимость сформируется очень легко.
Похожие записи:
Я считаю что ни мамы, ни книжки, ни планшеты не помогут. Дети это как ростки взрослых растений. Их надо держать взаперти пока не вырастут.