Игры с детьми, личные и общие игрушки

Сегодня мы начинаем разговор о том, как детям играть, как делить игрушки. Почему именно игрушки? ­ Потому, что игрушки тоже имеют символ статусных вещей. И они теснейшим образом
связаны с территорией, с местом, где ребенок живет. Мой дом ­ моя крепость, мои игрушки , часть меня ­- так дети относятся к своим вещам. 

У любого ребенка есть право играть самому. Без компании старших или младших. И мы это право должны всячески поддерживать.

И, конечно, у детей, которые живут вместе, так или иначе, возникают совместные игры. И наша задача ­- помочь детям играть вместе. Чем младше дети, тем сложнее им взаимодействовать. Но мы можем направлять их, подсказывать, поддерживать. Гасить лишние эмоции, поддерживать удачные решения и т.п.

Однако важно не увлекаться ролью арбитра всегда и везде. Иногда бывает полезно просто понаблюдать и не вмешиваться в детское взаимодействие -­ возможно, дети и сами найдут отличный выход из той или иной ситуации.

Но также как и во всем остальном, сначала мы активно участвуем, потом играем вместе с детьми на равных, а потом — предлагаем детям играть самим. И лучше не сталкивать их лбами до того, как вы убедитесь, что они могут с этим справиться. А проявить мудрость и даже в некоторой степени хитрость, чтобы найти такой вариант, который устроит всех. Заодно и дети научатся находить компромисс и адаптироваться.

Конечно, старший ребенок, как более опытный и умелый, будет задавать тон и где­-то он будет вести за собой младшего. Где-­то, может быть, он будет его даже эксплуатировать. Где-­то игры не будут получаться. Но надо искать и стремиться к компромиссам. Многое в руках взрослого человека. А дети гибкие и подвижные существа. Они выживут в любой ситуации, приспособятся к любым новым условиям, если им дать такую возможность и помочь адаптироваться.
Если игры у ваших детей не получаются, еще раз обратите внимание на тему о специфике
общения в разном возрасте.

Читать далее:  Как изменить жизненный путь?

Как поделить игрушки?

Дети делят игрушки

Давайте сначала подумаем, что такое игрушка для ребенка? Только ли это предмет для манипуляций и игр, с которым можно что-­то сделать? Или это немного больше?

Конечно больше. Игрушка — это эмоции, часто довольно сильные и яркие, это сенсорный опыт зрительный, осязательный, обонятельный. Игрушка -­ это сильный якорь, глядя на который, ребенок вспоминает игры и переживания, которые были с нею связаны. Любимые игрушки — это еще и чувство безопасности, защищенности. Это то, что служит для ребенка проводником между ним самим и окружающим миром. То, что подтверждает стабильность окружающего мира: ­ «я тут, мои вещи тоже тут, все в порядке».

Это именно то, почему дети не особо-­то любят делиться своими игрушками. Особенно теми, которые для них важные, любимые и значимые. Отдать что-­то по доброй воле только потому, что мама сказала, что надо делиться и нельзя быть жадным -­ для ребенка невероятно трудный шаг.

Действительно трудный. Такой же трудный как для вас отдать малознакомому человеку свою машину или любимое платье, или даже просто любимую книжку. Пусть даже он и утверждает, что с этим предметом ничего не случится и он все вернет в целости и сохранности.

И даже если у ребенка мало опыта и он не знает что случается с тем, что бывает неразумно отдано, природа не дает ему легко расставаться с тем, что нравится, что приятно и вызывает хорошие чувства. А тут приходит взрослый и говорит «надо делиться, нельзя быть жадиной». А если еще и был у ребенка опыт, когда взрослый говорит одно, а на деле все выходит совсем не так, как малыш понял и ждал, то и о доверии взрослому говорить сложно.

Читать далее:  Куда поехать отдыхать c ребенком?

Но в это же время нам надо как­-то поделить игрушки между нашими детьми. Что мы тут можем сделать: Выделяем игрушки под названием «для общего пользования».

Путь это будут строительные наборы, кубики, конструкторы, посудка, игровая еда, материалы для творчества, материалы для игр (тряпочки, веревочки, палочки, подушки, игровая одежда и т.п.), наборы животных. Одни словом, все то, что состоит из разных частей и что может быть использовано в общих играх.

Единственный момент -­ этих предметов должно быть действительно достаточное количество. Потому, что если у вас будет 10 деталей конструктора, этого не хватит детям, если они будут играть в него одновременно.

Из оставшихся игрушек выделяем игрушки «личного пользования» для каждого из детей. Про них мы прямо так и говорим : «это твоя машинка», «это твоя кукла». Игрушки, которые были определены как личные -­ это действительно любимые и самые востребованные игрушки ребенка. Даже если это не кукла, а, например утюг, но ребенок хочет постоянно иметь ее в поле зрения (спать с нею, гулять, регулярно играет) -­ это более чем достаточное основание, чтобы она попала в категорию личных вещей.

Из того, что осталось мы выделяем игрушки, которые никому вообще не интересны и ими никто никогда не играет. Их мы либо выкидывает совсем (чтобы не накапливать в игрушках никому не нужный хлам), либо убираем в ящик на временное хранение. И будем позволять залезать в этот ящик детям в том случае, если у них вдруг возникнет спор из-­за каких-­либо игрушек.

А то, что осталось и бывает детьми востребовано, но лишь периодически -­ тоже попадает в категорию общих игрушек.

Количество личных игрушек зависит от возраста ребенка.

  • Малышу в 1­-2 года более чем достаточно 2-­3 личные игрушки.
  • В 3-­5 лет это будет 5-­7 игрушек.
  • 5-­10 лет -­ около 10.
Читать далее:  Как поставить свекровь на место?

У более старшего ребенка количество личных предметов будет примерно таким же или чуть-чуть большим. И это будут уже не столько игрушки, сколько канцелярские принадлежности, рюкзаки и прочие атрибуты приближающейся юности. Но и игрушки у ребенка могут оставаться любимые куклы, плюшевые звери, машинки или самолетики.

  1. Подумайте, как вы можете выделить или организовать свою территорию для каждого из детей. Желательно, чтобы она соответствовала возрастным особенностям каждого ребенка. И у ребенка была возможность в этом месте уединиться, если он этого пожелает.
  2. Подумайте над тем, какие статусные предметы у вас дома есть. И какие у вас с ними взаимоотношения. Особенно это касается детских статусных предметов.
  3. Подумайте над четкой иерархией места в вашем доме, машине, даче (и других местах, где вы регулярно бываете) ­ кто где сидит, кто где одевается, кто где ест и прочее.
Похожие записи:

Оценить статью
InHa|rmony
Добавить комментарий

  1. Екатерина

    У меня вопрос про игрушки. Сыну очень хочется «коляску с малышом Славой» (был у нас одно время товарищ по прогулкам Слава, сейчас он в садик ходит, разминулись, а память осталась:)). Мы как­-то планировали покупать детскую коляску, дочке, а теперь задумались ­ может, лучше сразу две брать? У младшей свой малыш имеется))

    Ответить
    1. InHa автор

      Дело даже не в покупке. Ну, вот купите вы, и что дальше? Понятно, что в первый момент будет радость. А потом? Он будет с этим играть? Во что? Как? Я бы предложила сходить в магазин, где такие коляски есть, предложить начать играть. Или хотя бы просто предложить поиграть вместе, без коляски сначала, с ее заменителем, с той же коробочкой… И сын, и вы, скорее всего, увидите, что ему неинтересно развивать эту игру.

      Ответить
  2. Кристина Александровна

    Я спрашивала сына, зачем ему коляска с малышом. Говорит, будет его катать на прогулке, кормить, спать укладывать. «Я буду его папа, а Слава ­мой сыночек». То есть намерение не только покатать коляску (хотя катать очень нравится, и машинки, и пылесос, и вообще всё с колесами), но и с куклой играть. Собственно, поэтому и вопрос возник. Спасибо за комментарий! Попробуем сходить в магазин или к подружкам обладательницам колясок.

    Ответить
    1. InHa автор

      Смысл не в том, чтобы сказать: я буду …. А в том, чтобы попробовать в это поиграть вот сейчас. Да, коляски пока нет, играть будем с заменителем. Например, коробку взять или машинку. И попробовать игру «на зуб». То есть чтобы он не представлял себе: как это будет здорово играть, а именно попробовал играть. Очень часто представления и реальность сильно отличаются. У меня есть знакомый, который в детстве мечтал о подъемном кране. Он стоял в витрине магазина, и ребенок 2 года доставал родителей ­ наконец они его купили. И что? А ничего. Играть с ним было невозможно: он же не поднимал сам, а куда потом поднятый груз… В общем, оказалось, что красивая игрушка совершенно не удобна в игре. Он про это разочарование помнит больше 30 лет!

      Ответить
  3. Юля

    Как вы относитесь к покупке одинаковых игрушек для детей (не только в нашем случае)? Или когда День рождения у одного, а брату/сестре тоже что­нибудь дарят? Как я понимаю, гендерность в вопросе игрушек не важна? Важнее ориентироваться на возраст ребенка, его интересы?

    Ответить
    1. InHa автор

      Пока дети маленькие, мы дарили малюсенький сюрпризик в день рождение другого ребенка. Что касается одинаковых. Подарок должен быть отражением потребности. Ну, вот зачем, условно говоря, мне дарить старшему сыну скакалку, если он не жаждет на ней прыгать. А вот дочка очень хочет? И вторая. Вот и появляются скакалки у девочек. но вот последнее, что получили дочки ­ коробочки ­ шкатулочки. Младшей явно не сильно нужно было. Но тут я преследовала свой корыстный интерес ­ мы сложили в эти шкатулочки их нарядные резинки, заколки и т.п. ­ то, что не каждый день используем. Обе остались вполне довольны. Хотя старшая отнеслась с огоньком, а младшая просто за компанию порадовалась.

      Ответить
  4. Лариса

    А если ребёнок не примет такие правила разделения игры в части разделения игрушек? Как правильно преподнести эти новые правила и в какой момент? Когда второй подрастет или сразу после рождения? Или вообще до рождения малыша?

    Ответить
    1. InHa автор

      А кто у вас в доме взрослый? Взрослый тот ­ кто устанавливает правила. Тот, кто несет ответственность. Выделять любимые игрушки можно и нужно уже сейчас. И выделить для них пространство. Пока это мало актуально, но это ­ начало. А вот когда первая острая адаптация пройдет, надо потихоньку вводить разделение. Кроме того сейчас уже надо начинать готовить старшего к передаче игрушек.

      Ответить
  5. Лариса

    И ещё вопрос: А если ребёнок не сложил после игры свои личные игрушки на место в свою коробку? Ему напоминать стоит? Если после напоминания он не убрал их, они автоматом становятся общими?

    Ответить
    1. InHa автор

      Да, конечно. Раз они остались в доступе ­ наверное, ты уже хочешь сделать их общими? Но надо не забывать, что ребенок мог просто устать, выпустить из внимания. То есть его обязательно стоит об этом спросить, предложить свою помощь. Если это повторяется регулярно, я перестаю вмешиваться. Как правило, это или стимулирует ребенка внимательнее относиться к своим ценным игрушкам, или, действительно, говорит о том, что они перестали быть любимыми.

      Ответить