Садомазохизм
14.09.2010 02:12Первоначально садизм и мазохизм связывали только с сексуальным поведением. Сейчас их рассматривают более широко, как признак определенных черт характера. Причем обнаруживаются они довольно часто, причем в самых, казалось бы, банальных и повседневных ситуациях.
Садизм
Водитель автобуса видит, как к остановке из последних сил бежит старушка. Он терпеливо ждет, когда она преодолеет последний рубеж. Вот бабуля уже почти догнала автобус, сейчас она поднимет ногу, чтобы подняться на ступеньку. И водитель нажимает на рычаг. Он счастлив, наблюдая горе и замешательство незадачливой пассажирки. А вот садист в образе профессора вуза. Он получает огромное наслаждение от своей профессии. Нет, дело не в том, что он сеет вечное, доброе... Для него счастье войти в аудиторию, где страхом парализованы юные создания с зачетками. И сказать что-нибудь духоподъемное, совсем как у Аверченко: «Давненько я не резал маленьких девочек...» Или, к примеру, руководитель, который начинает рабочее утро с того, что ломает через колено своих подчиненных.
Мазохизм
Слово «мазохизм» связано с именем австрийского писателя Л. Захер-Мазоха. Он написал роман «Венера в мехах», в котором отразил наклонности к приниженности и страданию. Мазохист обретает радость от собственного унижения и боли. И опять-таки речь идет не только об особом удовольствии в постели. Мазохист вечно хнычет, у него болят все коросты. Здесь он отказался от должностного повышения — «не достоин». Здесь жертвенно терпит унижение от мужа-пьяницы. А здесь униженно бегает за кинодивой, мечтая ухватить автограф. Р. Крафт-Эбинг ввел этот термин для характеристики особого типа сексуальных отклонений. Мазохизм — это потребность в унижении, травле, физической боли. Фрейд описывал мазохизм как действительное побуждение человека получить наслаждение через побои и унижение. Мазохизм — это также сфера фантазий, в которых ребенок переживает воображаемые сцены насилия над ним.
Сходства и различия
Но вот в чем дело — садизм и мазохизм неразрывно связаны друг с другом. Это две стороны одной медали. В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд представил садизм и мазохизм как разновидности одного и того же сексуального извращения, которое в той или иной форме встречается у каждого человека. «Садист — это всегда в то же время и мазохист, причем преобладание активной или пассивной стороны этого извращения позволяет определить господствующую форму сексуальной активности». Эти понятия австрийский психиатр развивал и уточнял на протяжении всей жизни. Так, в работе «Влечения и судьбы влечений» он писал о том, что садизм возникает раньше мазохизма, что он представляет собой агрессию, направленную на другого человека, и в принципе не связан с сексуальным наслаждением. Мазохизм — это тот же садизм, только направленный на самого себя.
Если садизм — это проявление активности, то мазохизм — превращение активности в пассивность. Лишь в связи с мазохизмом динамика влечения приобретает сексуальный смысл. Фрейд пишет о том, что лишь «чувство боли, а также другие ощущения неудовольствия вызывают сексуальное возбуждение, порождая приятное состояние, ради которого субъект готов выдержать даже неудовольствие от боли». Затем Фрейд стал рассматривать мазохизм как свидетельство в пользу еще одного глубинного инстинкта — инстинкта смерти.
В целом подход Фрейда к пониманию сущности садомазохизма сводится к представлению о нем как о сексуальном феномене, связанном с первородным влечением — либидо. В его понимании даже садистские желания, не связанные внешне с сексуальностью, все равно в своей основе имеют сексуальную мотивацию, только на бессознательном уровне.
Фрейд считал, что садистские и мазохистские действия можно наблюдать не только у невротиков. Их признаки есть и у здоровых людей. Они обнаруживаются в сновидениях и грезах.
Из книги Павла Гуревича «Практическая психология для всех»
|