Наверняка, каждый родитель мечтает наладить дружеские и доверительные отношения со своим ребенком. Ведь всегда приятно, когда малыш слушается, идет навстречу и обращается за помощью. А вы, в свою очередь, можете оказать ему поддержку.
Обязанность родителей – это создавать нормальную атмосферу для психологического развития ребенка, позволять ему безопасно ошибаться и делиться переживаниями.
Чтобы воспитать ребенка правильно и приучить его к дисциплине, нужно понять, почему он так себя ведет. А чтобы это понять, начнем с самого главного. Разберемся, в трех основных принципах, которые диктуют поведение ребенка.
Принцип №1: Чувство принадлежности к семейной системе
- Какое место ребенок занимает в семье?
- Как он эмоционально связан с членами семьи?
- Чувство собственной значимости, личной силы, свободы воли.
Основная цель ребенка – постоянно ощущать чувство принадлежности к семейной системе, эмоциональной связанности со взрослыми и чувство собственной значимости.
Когда базовые, физиологические потребности ребенка удовлетворены (сон, еда), возникает желание удовлетворить две важнейшие эмоциональные потребности: чувство сопричастности и чувство значимости. Он должен знать, что у него есть какие-то обязанности, которые за ним закреплены. Что есть то, от него он зависит.
Ребенок должен чувствовать и знать, что вносит какой-то вклад в жизнь своей семьи. Для него важна способность принимать решения, знать, что с его мнением будут считаться, что он управляет событиями и может на них влиять.
Принцип №2: Целенаправленное поведение
Вы должны знать, что любое поведение ребенка целенаправленно. Т.е. своим поведением ребенок пытается вызвать у вас определенную реакцию или определенную цепь реакций. Малыш знает, что последует дальше, и будет провоцировать вас. Именно поэтому многие родители замечают, что ссоры с детьми идут по какой-то схеме, как-будто все заранее продумано.
И если вас раздражает эта ситуация, то проанализируйте, что в итоге получает малыш. Ведь именно конечный результат ваших ссор удовлетворяет одну из потребностей малыша.
Обычно малыш получает или негативное внимание, или он показывает вам свою силу и собственное «Я». Последнее происходит из-за того, что ребенок не может проявить себя обычным путем и показывает вам свой характер в конфликтных ситуациях. В таких ссорах происходит борьба за власть. И пускай в итоге малыш проиграет этот бой, зато он почувствует себя важным.
Поэтому, зная то, что любое поведение ребенка целенаправленно, ваша задача — изменить свою реакцию, чтобы не закрепить поведение чада. Когда вы это сделаете, ребенок тоже перестанет себя стереотипно вести.
Дети используют только те методы и способы, которые работают. Если ребенок ведет себя одним и тем же способом, значит это работает, и он что-то получает. Поэтому при каждом его непослушании, истериках и других выходках помните, что все это специально. Безусловно, он не продумывает каждый шаг наперед, но подсознательно знает, что будет потом, и к чему приведет его поведение. И все это, чтобы добиться вашего внимания и причастия к жизни семьи.
Принцип №3: Плохое поведение
Когда ребенок плохо себя ведет, он всегда испытывает чувство неблагополучия и сталкивается с психологическими проблемами. Задача родителей – изменить свое отношения к проявлению непослушания и не винить ребенка в этом, говоря, что он плохой.
Вступая с вами в конфликт, ребенок хочет удовлетворить свои потребности, правда, неправильным образом. Когда вы это поймете, то облегчите жить и себе, и ребенку, ведь сможете помочь ему.
Иногда причиной плохого поведения могут быть внутренние проблемы, о которых ребенок не может вам рассказать просто в силу своего возраста. Ведь он еще мал и не умеет выражаться так, как это делают взрослые.
Поэтому, приводя непослушного ребенка на консультации к психологу, часто выясняется то, малыш просто переживает из-за семейных конфликтов и держит все в себе. Более того, поведение ребенка отзеркаливает ваше, и если в одной из ссор вы сказали малышу «Отстань от меня», то не удивляйтесь, что он ответит вам так же. И это вовсе не потому, что он хочет уколоть вас больнее, просто, раз так говорите вы, то значит, это нормально и можно ему. Вы и есть лучший учитель для вашего ребенка и если вы хотите воспитать его достойно, начните с себя.
Вы не должны воспринимать реакцию ребенка как помеху, ведь так вы можете навредить ему. Посмотрите на себя, ведь когда вы расстроены или злы, вас наверняка успокоит теплая, уютная атмосфера дома, особенно, если близкие поддерживают вас и не нападают с упреками. Также и вы должны быть неким мостиком для вашего малыша и должны постараться поддержать его, выяснить причину непослушания и разобраться в проблеме.
Помните, что даже самая негативная реакция с вашей стороны – это лучше, чем ничего. Поэтому ребенок будет конфликтовать с вами, чтобы вы уделили внимание ему, а не компьютеру или айфону.
Ведь малыш не может сказать – «Мама, в последнее время ты уделяешь мне мало времени, и я хочу это исправить». Или же – «Папа, я в последнее время чувствую себя менее значимым, и ведешь себя со мной так, как с грудничком».
Очень часто родители действительно лишают своих детей самостоятельности, просто-напросто делая за них все, что можно. Но это неправильная тактика, которая не пойдет во благо. Вместо этого вы должны позволить ребенку делать определенные вещи самостоятельно, а если он позовет на помощь, тогда уже вмешиваться. Но при этом не навязывайте ему свою помощь и не перехватывайте инициативу на себя. Если ребенок кричит, что он сам может это сделать – разрешите ему, пусть даже у него что-то и не выйдет.
Как помочь ребенку достичь чувства причастности и значимости?
Прежде чем это выяснить, нужно узнать об этих понятиях и кое-что вынести для себя.
Знайте, что чувство причастности достигается через эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками.
Чувство значимости достигается через возможность принимать решения и контролировать ситуацию.
Никто не говорит, что это панацея, и с первого раза все станет хорошо, но точно вы сделаете важный шаг навстречу своему ребенку. Помимо этого, такое поведение сломает вашу обычную реакцию. А прервать ваш автоматизм — одна из целей.
Если вы не готовы к тому, чтобы вести себя таким образом, попробуйте избежать ссоры и просто уйдите, тем самым показав, что эта ситуация вам не нравится.
Эго
Эго — это состояние личности, одна из психологических теорий, которую выдвинул психолог Эрик Берн. Он считал, что каждый человек в определенные моменты жизни и разных ситуациях общается с другими людьми, исходя из различных внутренних состояний.
Таких состояний три:
- Родитель;
- Взрослый;
- Ребенок.
Для родителя характерно давать много указаний, уткнуть руки в бока и поучать всех подряд. Обычно такие люди дают много наставлений и считают, что они гораздо мудрее и опытнее других. Родительское состояние – это внутренний голос власти.
Типичные фразы, которые используют люди, находясь в состоянии родителя – «это не забудь, ни в коем случае, не делай так, помни о том, что» и т.д.
Очень часто мы ведем себя как родитель не только с детьми, но и с супругом (-ой), друзьями, подчиненными на работе.
Для ребенка такой тон является надоедливым, он устает все время слушать поучения и пропускает мимо ушей. Лучше всего взаимодействовать с ребенком через состояние «взрослый» или «ребенок».
Для взрослого характерно обрабатывать и передавать информацию без эмоций. Не нужно никого заставлять и поучать. Необходимо рационально мыслить, принимать решения. Не зря это состояние иногда называют «Бухгалтер», так как обычно эти люди не включаются эмоционально. Обычно, в таком эго состоянии мы находимся при общении с друзьями, ведь нам не нужно их поучать и говорить, что они неправы.
Дети действуют из состояния взрослого, когда учатся в школе, ведь там идет обмен информацией. Учителя, как правило, тоже ведут себя подобным образом.
Общаясь с ребенком из состояния взрослого, вы получите гораздо больше плодов, ведь оно более приемлемо. Ребенок не чувствует вашей власти, вы не пытаетесь доказать ему, что он не прав, а вы правы. Вы принимаете его попытки что-то сделать и ненавязчиво показываете ему другие варианты.
Состояние ребенок очень эмоциональное, оно может быть со знаком плюс и минус. Вспомните, как ведут себя дети, когда по-настоящему счастливы. Они искренние, хохочут от души. А если ребенок чем-то увлечен, то может уйти в это с головой. Влюбленные люди тоже прибывают в таком состоянии, поэтому не зря им говорят, что они ведут себя как дети.
Вот эту детскую особенность и нужно использовать в общении с детьми. Но, к сожалению, не все взрослые могут это сделать.
Детям очень нравится, когда родитель может позволить себе подурачится с ними, и именно в этом состоянии устанавливается самая большая эмоциональная связь. На самом деле, любому ребенку не хватает простого внимания родителя, когда он не пытается его чему-то научить или воспитать, а просто хочет поиграть, посмотреть мультики или заняться совместным делом.
Помните, как только вы начинаете учить ребенка, то автоматически уходите из состояния ребенок.
Поэтому уделите малышу хотя бы 20 минут своего времени каждый день и будьте эмоционально доступны для него. Делайте то, что он хочет, уберите все отвлекающие факторы. Заранее говорите ему, что сейчас вы хотите провести это время с ним. Играйте с ними в разнообразные игры, позвольте ему выплеснуть злость и обиду с помощью игрушек. Не учите его, что так нужно играть с игрушками, а так нельзя. Оставайтесь безоценочным и позвольте ему играться так, как он этого хочет. Вы друг, а не воспитатель, и ему с вами интересно.
Похожие записи: