Проблема детской гиперактивности (или синдром нарушения внимания) в современном мире получила широкое распространение. Еще несколько лет назад такого термина вовсе не существовало, а сегодня он занимает прочное место в педиатрии и педагогике.
Наверное, большинство родителей убеждены, что их ребенок гиперактивный. На самом деле, большинство детей можно описать как непосед, они все время находятся в движении, не могут сосредоточить внимание на чем-либо хотя бы на 10 минут. Но не во всех случаях активный и жизнерадостный карапуз – гиперактивный.
Как отличить активного ребенка от гиперактивного?
Гиперактивностью в медицине признается патологическое развитие ребенка, когда он чересчур возбудим и активен. У обычных детей признаки повышенной активности тоже могут наблюдаться при определенных обстоятельствах. Но у детей с синдромом гиперактивности такое состояние является постоянным.
О нарушении внимания как диагнозе можно говорить лишь после достижения ребенком 4 лет, когда он уже способен управлять своим вниманием. До этого возраста дети переживают кризис 1 года и кризис 3-х лет, которые по проявлению схожи с синдромом повышенной активности.
Кроме того, диагностика гиперактивности у детей младшего возраста чревата ошибками: то, что в 4-5 лет признается нарушением внимания, может считаться нормой в 1-2 года. В раннем возрасте дети не могут подолгу сидеть спокойно на одном месте, так как у них еще не в полной мере развито внимание.
Признаки нарушений в развитии ребенка
Явные признаки синдрома нарушения внимания у ребенка чаще начинают проявляться в период, когда он начинает ходить в детский сад. Здесь он должен слушаться, придерживаться определенного распорядка, что для гиперактивного ребенка невыполнимая задача.
Все признаки нарушенного внимания у ребенка можно объединить в три большие группы:
- Невнимательность, повышенная отвлекаемость.
- Импульсивность.
- Чрезмерная двигательная активность.
Невнимательность
Ребенку сложно сконцентрироваться на чем-либо. Даже в тех случаях, когда объект, требующий внимания, ему интересен, он не может увлечь его надолго. Именно по этой причине дети с синдромом нарушенного внимания не доигрывают в интересные им игры, не смотрят мультфильмы до конца.
Импульсивность
Дети с синдромом нарушения внимания нередко пристают к другим, задираются, дразнятся, иногда даже демонстрируют агрессивное поведение. Из-за повышенной импульсивности он может схватить за руку проходящего человека, задеть, может неожиданно включиться в беседу и также неожиданно из нее выйти.
Ребенок с нарушенным вниманием может быть излишне болтлив, причем собеседника он практически не слушает, имеет привычку спорить. Со сверстника такие дети ладят плохо, из-за чего процесс социальной адаптации проходит с трудом. На этом фоне у ребенка могут развиваться комплексы, неуверенность в себе, падает самооценка. Это все еще больше осложняет попытки наладить с ним контакт.
Чрезмерная двигательная активность
Гиперактивному ребенку сложно усидеть на одном месте. Даже за столом, он всегда двигается, крутится: машет ногами, наклоняется в разные стороны, стучит пальцами по столу, вертит головой. Его активность не направлена на какую-то цель, он все время находится в движении, прыгает, бегает, но вся энергия не направлена в какое-то дело, а расходуется попусту.
Все вышеперечисленные примеры гиперактивности при определенных ситуациях свойственны и обычным детям. Поэтому, для диагностики синдрома нарушения внимания обязательным условием считается постоянное наличие приведенных признаков на протяжении полугода и больше.
Причины детской гиперактивности
На сегодняшний день в медицине не сложилось общего и четкого мнения по поводу происхождения синдрома дефицита внимания. Одним из распространенных мнений является генетическая предрасположенность.
По проведенным исследованиям было установлено, что у 30% гиперактивных детей родители тоже страдали этим недугом. Другой причиной может являться нарушение внутриутробного развития.
Если в течение беременности мама сильно страдала токсикозом, и часто повышалось давление, а у плода установили внутриутробную асфиксию, то риск развития у ребенка синдрома дефицита внимания повышается в три раза.
Советы родителям
Воспитание гиперактивного ребенка имеет определенные особенности и зачастую требует от родителей чуткости и большого терпения. Можно выделить следующие моменты во взаимодействии с ребенком:
- следует контролировать свою речь, тон общения с ребенком должен быть максимально спокойным. Не рекомендуется демонстрировать гнев и возмущение. Отчитывая ребенка, не надо играть чувствами чада и унижать его достоинство;
- важна эмоциональная поддержка ребенка в его попытках позитивного и конструктивного поведения, даже если они незначительны;
- необходимо обходить категоричные слова и выражения, не желательны жесткие оценки, упреки, угрозы, создающие напряжение и способствующие конфликту в семье. Следует как можно реже говорить таким детям слова вроде «нет», «прекрати», «нельзя». Если ребенок делает что-то, чего не следует, то рекомендуется переключить его внимание на другой объект;
- ребенку с синдромом дефицита внимания рекомендована отдельная комната. При оформлении не желательны яркие цвета, которые будут отвлекать его внимание. В целом, вся комната должна быть уютной, но обставленной так, чтобы внимание ребенка ничего не привлекало. Сам он не способен концентрировать внимание, поэтому ему нужна помощь;
- нужно выделить для ребенка круг обязанностей, а их выполнение держать под особым, но не жестким контролем. Каждый успех в их исполнении следует поощрять похвалой, даже если они далеки от совершенства.
Важно помнить, что при достижении подросткового возраста, а у части детей раньше, гиперактивность исчезает. По исследованиям педагогов и педиатров с возрастом активность ребенка снижается, а способность концентрировать внимание на чем-либо возрастает. Главное, чтобы к этому периоду, ребенок подошел без комплекса неполноценности и других негативных эмоций, накопленных с детства.
Основные ошибки родителей
Самая частая ошибка, которую допускают родители гиперактивных детей – это требование от своего чада одновременно быть сдержанным, внимательным и усидчивым. Ребенку это не под силу. Поэтому главным правилом, которое нужно соблюдать, воспитывая дитя с синдромом нарушения внимания – это не требовать слишком много.
Если задачей является развить внимание при выполнении уроков, то не следует запрещать ребенку во время этого процесса крутиться на стуле, дергаться, мотать ногами. При тренировке способности сидеть спокойно, не надо требовать внимания. Такой подход, по мнению врачей, считается более эффективным и не вызывает у детей отрицательной реакции.
Работа по коррекции поведения гиперактивного ребенка проводится по трем основным направлениям:
- Развитие слаборазвитых функций (внимание, контроль поведения).
- Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.
- Контроль агрессии и гнева при необходимости.
Таким образом, воспитание и лечение гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно. В нем должны принимать участие не только врачи-педиатры, но и педагоги с родителями. Работу следует проводить как в группе с другими подобными детьми, так и индивидуально. Главное, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что его не отвергают и принимают таким, какой он есть. Тогда он сам поможет его понять и принять.
Похожие записи: