Верховный суд вносит ясность в имущественный спор между бывшими супругами

Бракоразводный процесс часто превращает жизнь бывших супругов в настоящее испытание, особенно когда им есть, что делить, например, общую недвижимость.

Верховный суд вносит ясность в имущественный спор между бывшими супругами

С чего всё началось

Супружеская пара из Ульяновской области приобрела в собственность участок, на котором впоследствии был построен дом. Право владения недвижимостью по документам было закреплено за мужчиной. Через некоторое время муж и жена принимают решение развестись.

Затем гражданин продаёт дом вместе с участком, не оформив нотариально заверенного согласия у бывшей супруги. Она возмущена данным фактом, считая, что её права нарушены, и требует по суду аннулировать сделку и расторгнуть договор купли-продажи. Иск был подан как к бывшему мужу, так и покупателю. Требование гражданки также состояло в том, чтобы у них с мужем были равные доли на недвижимость.

Верховный суд вносит ясность в имущественный спор между бывшими супругами

«В Семейном кодексе РФ закреплена норма, утверждающая, что при любых сделках с имуществом, приобретённым в браке, требуется оформить согласие у другого супруга. Но ведь брак уже расторгнут, статусы супругов не актуальны» — комментируют юристы по разделу имущества юридической компании ЮАП family.pravo.legal.

Решение суда первой инстанции

Районный суд удовлетворил требования жены, но лишь частично. Дом с участком были признаны совместно нажитым имуществом, а бывшему мужу надлежало выплатить ей половину суммы, вырученной от продажи недвижимости. Однако сама сделка признавалась действительной, потому что покупатель мог и не знать о необходимости получения согласия со стороны бывшей супруги продавца.

Апелляция

Решение областного суда было в пользу гражданки. Сделку купли-продажи признали недействительной, соответственно, покупатель лишался права собственности на приобретённую недвижимость. Дом и участок должны считаться общей собственностью мужа и жены.

Читать далее:  Как разнообразить семейные отношения

Статья 35 Семейного кодекса гласит, что одному супругу при совершении любых сделок с недвижимостью требуется получить согласие другого, причём оно должно быть удостоверено нотариально.

Такое решение ущемляло права покупателя, который считал себя честным приобретателем недвижимости, поэтому он обратился в Верховный суд.

Позиция Верховного суда

Прежде всего, ВС признал невозможность применения семейного законодательства в конкретном случае – это было бы справедливо лишь в отношении супругов, но не других участников сделки по купле-продаже имущества.

Верховный суд вносит ясность в имущественный спор между бывшими супругами

Муж мог продавать дом и участок без нотариально заверенного согласия экс-супруги. После развода на них стал распространяться статус участников общего имущества, которое регулируется нормами Гражданского кодекса. Так, в соответствии со статьёй 253, каждый участник совместной собственности имеет право на распоряжение общим имуществом, если не подписано отдельное соглашение. В то же время другой собственник может оспорить состоявшуюся сделку, но ему придётся доказывать в суде, что у лица, которое её совершило, не было для неё полномочий.

Интересно! Верховный суд рекомендует после развода применять к совместной собственности супругов нормы Гражданского кодекса.

Районному суду следовало в самом начале установить, обладал ли супруг полномочиями на совершение сделки купли-продажи и знал ли об этом покупатель. Дело было отправлено на повторную апелляцию.

Такое решение ВС не является первым в истории российской юриспруденции, оно показывает чёткую позицию по разграничению Семейного и Гражданского законодательства в похожих случаях.

Похожие записи:

Оценить статью
InHa|rmony
Добавить комментарий