Процесс привыкания к детскому саду может протекать достаточно проблематично: со слезами, протестом, отказом идти утром в детский сад, непринятие воспитательницы, обида или страх перед сверстниками, ужас перед няней, несоответствие желаемого социального статуса реальному в детской группе (например, хочет быть лидером, но никто за ним не идет; очень общительная девочка, но никто с ней не играет).
Если ребенок принес из дома в детский сад какую-то вещь или игрушку, то какая реакция должна быть у воспитателя? Он должен не отобрать игрушку, а отвлечь ребенка, вовлечь его в игры с другими детьми — в 2-3 года внимание ребенка легко переключается.
Необходимо заранее поговорить с родителями о том, какие вещи и игрушки можно и нельзя приносить в детский сад, чтобы не вызвать агрессию со стороны других воспитанников группы.
Дети часто берут в садик свои игрушки, т.к. в дошкольном учреждении незнакомая обстановка, чужие люди и дети, а ребенку так нужно ощущение дома/защищенности, особенно когда рядом нет любимых мамы и папы.
Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду
Стоит подробнее разобрать причины, из-за которых ребенку трудно ( иногда даже невозможно) адаптироваться к детскому саду.
Интервью с основателем Маминой школы Олесей Новиковой о том, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду в видео:
Особенности детей
Трудности в адаптации к садику могут возникнуть у следующей группы детей:
- Тревожные дети;
- Не умеющие играть, не ощущающие взаимодействия с участниками ролевых игр;
- Чувствительные с повышенной привязанностью, сильно зависимые от мамы;
- Дети с нервно-психическими нарушениями;
- Ребенок-левша, когда все вокруг правши + все заточено под правую руку в детском саду. Проблема ориентирования в пространстве и на занятиях ИЗО.
Какие трудности возникают у детей?
Проблемы с едой
Когда наблюдается несоответствие режима питания дома и в детском саду. Как результат — такие дети не хотят ничего есть в детском саду, ничего не хотят принимать от воспитателя, педагога, которые с ними занимаются. И еда становится той проблемой, на которой заостряется внимание малыша и грозит букетом заболеваний, начиная с расстройства ЖКТ, до кариеса. А самое худшее, что родители вследствие этого могут начать покупать вредную еду и сладости, оправдывая себя: «Лишь бы поел!».
Проблемы со сном
Если в привычной домашней обстановке ребенок не спит в положенное время тихого часа, то важно заранее приучить спать в дневной сон в примерные часы сна в ДОУ. Тогда дети будут засыпать сразу и будет меньше проблем с дневным сном в детском саду.
Проблемы с туалетом
Ребенок так же, как и не хочет есть, часто не хочет ходить в туалет в детском саду. Либо он терпит до дома, либо постоянно «ходит в штаны». Для него это новая ситуация и эта проблема часто выливается в достаточное «острое» состояние ребенка и может даже вызвать невротический ночной энурез и энкопрез, вызывая другую проблему, когда ребенок какается в штаны.
Особенности темперамента ребенка
У детей-холериков наблюдаются яркие эмоциональные реакции в период привыкания. Если наоборот, дети-флегматики более медлительны, они не успевают за тем режимом в детском саду, который им задают воспитатели.Такому ребенку нужно помочь больше, чем другим детям, и будет сложно адаптироваться в детской группе.
Отношение родителей к адаптации
Конфликтность
Родители передают свой негативный настрой ребенку. И в детский сад ребенок приходит уже заведенный, раздраженный, с повышенным напряжением из-за того, что родители конфликтовали по какой-либо причине.
Проблема взаимоотношений между родителями в семье. Они передают весь этот негативный фон ребенку.
Дефекты воспитания самих родителей, если, например, родители обсуждают воспитателя при ребенке – тем самым они негативно настраивают ребенка (малыш чувствует, что мама как-то не очень довольна воспитателем).
Недостаточный навык общения у родителей, семейная закрытость. У необщительных родителей и ребенок вырастет необщительным. У таких детей подозрительность, настороженность в общении со сверстниками, склонность к предвзятым оценкам, категоричность суждений, неуверенность, тревожно-мнительные черты характера. А возраст 4-8 лет – это очень важный возраст для общения и игр со сверстниками, умения разрешать конфликты вместе с ними.
Проблемы воспитателей и детского сада
- Отсутствие грамотных воспитателей.
- Другой режим дня, нежели дома. Дома ребенок совершенное другой, он не привык к тому, что делается в садике и дома.
- Большое количество детей вокруг. Вообще, оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Если больше, то общение начинает складываться по другим критериям: образуются небольшие группировки.
- Высокий шумовой фон в группе. И если вы спросите у детей, у кого к концу дня болит головы, многие пожалуются.
- Нервные и авторитарные воспитатели, часто кричат, бьют детей.
- Эмоциональное выгорание воспитателей. Согласно проведенным исследованиям, после 10-12 лет проведенной работы для педагога выражены симптомы эмоционального выгорания.
- Совместимость воспитателя и ребенка. Если педагог холерик, а ребенок флегматик, то его этот ребенок будет раздражать. Сможет он свой темперамент перестроить, если он очень яркий холерик?
- Левополушарная направленность воспитания и обучения, рационализм, эмоциональная негибкость. Это излишнее увлечение освоением различных предметов.
Вывод: Все эти причины создают ситуацию, когда ребенок долгое время не адаптируется к детскому саду. Когда он в течение длительного времени пребывает в состоянии настолько тяжелом, что ему потом нужна помощь.
Решение проблемы
Задайте себе вопрос «Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо в детском саду?» Любая программа адаптации должна подстраиваться под конкретного ребенка, под его особенности.
Индивидуальный подход к ребенку
Здесь нужно учитывать интересы, склонности и особенности психологического состояния ребенка.
Средние сроки адаптации к детскому саду (учитывайте, что чем старше ребенок, тем больше сроки адаптации): в яслях – 7-10 дней, в дошкольном возрасте – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.
В нормальной семье адаптация к дошкольному учреждению при поддержке родителей происходит быстро, в неблагополучной семье – долго.
До 3-х лет у детей, подверженных нервным расстройствам, при посещении яслей скорее будут проявляться беспокойство, страх, депрессия, вялость, заторможенность, безучастность. Для нервно-соматически ослабленных детей необходим свободный режим посещения детского сада, либо в группу короткого дня.
Доктор Комаровский: «Детский сад не для того, чтобы жрать, а чтобы бегать, уставать и изучать мир»
Детский педиатр Евгений Комаровский о том, надо ли отдавать ребенка в детский сад в видео:
Эмоционально подвижные игры
Игры с масками, куклами и игры в «Детский сад». Эта игра очень хороша для проигрывания тех проблем, которые есть у ребенка. Можно проводить игру при минимальном количестве участников: мама, воспитатель, ребенок. Важно при этом, чтобы ребенок посмотрел на себя со стороны (чтобы он осознал свои проблемы на эмоциональном уровне), чтобы он побыл в роли воспитателя или другим ребенком, а мама – взяла бы роль его (мальчика, который не хочет ходить в детский сад, который плачет по утрам).
Вопрос про детский сад.
Сын ходит в сад уже год (Монтессори), но ему там так и не стало комфортно, хотя адаптация прошла спокойно и достаточно быстро, но вот желания ходить в сад так и нет. Но при этом он ходит без слез. У него пока нет там друзей, хотя по разговорам я стала замечать, что ему стало нужно общение с детьми, но он пока не знает, как его наладить с ними. Мы с мужем говорим с ним на эту тему, но пока результатов особых нет. Но я надеюсь, что все наладится. Но мысли о смене детского сада у меня возникают порой, но решения я не приняла пока.
В чем собственно вопрос. У нас второй ребёнок родится в конце сентября или начале октября, т.е. после длинных летних каникул. Если это будет тот же сад, то стоит прям с 1 сентября вести туда сына или лучше подождать? Ведь после длительного перерыва наверняка будет снова адаптация, а тут ещё появление младшего брата/сестры… А если другой сад, и не Монтессори? Тогда точно стоит пару месяцев с двумя детьми посидеть? Помогите разобраться. Спасибо.
Начнем с того, что старшему нужно общение с детьми, вне зависимости от того, родился у него младший брат (сестра) или нет. То есть сад ему нужен. Это его потребность. Поэтому я бы исходила из того, что он будет ходить в сад. И говорить об этом, и, может быть, ходить в сад до появления малыша летом.
А вот что будет после того, как малыш родится решать по мере создания ситуации. Будут проблемы, будет протест тогда оставлять дома, ходить не каждый день и т.п. Нет и не заморачиваться. Потому что вполне может быть, что и не будет никакого протеста. А может быть, получится, что придется оставить ребенка дома. НО! смотри на возраст. Старший уже большой. Ему в саду (в принципе) должно быть интереснее, чем дома с мамой, которая, тем более, занята, устала и т.п.