Одним из методов психологической коррекции страхов является игровая коррекция, связанная с рисование ребенком своих страхов. Но есть определенные сложности:
- Отношение родителей к страхам (ребенка могут ругать за то, что он боится).
- Общие страхи требуют общих усилий со стороны родителей и детей.
- Воздействие на внешнюю сторону страха не дает эффекта, поскольку необходимо проанализировать причины появления страхов. Если причины не будут ликвидированы, соответственно мы не сможем добиться результатов.
- Для достижения положительного эффекта нужно потратить много сил и времени. Результат часто бывает отсроченным по времени.
Как заразить ребенка страхом – вредные советы родителям
- Родители часто говорят ребенку «Не бойся», а он слышит «бойся».
- Когда выражают сомнения в способности ребенка справиться с трудностями.
- Когда говорят в присутствии ребенка о болезнях, смертях, несчастьях.
- Когда родители вспоминают о своих страхах, о прошлых страхах ребенка.
- Когда запугивают ребенка всем, что только придумают.
- Когда семья находится в состоянии постоянного напряжения: конфликты, угрозы, паника.
- Когда вы сами во всем сомневаетесь и демонстрируете ребенку неуверенное поведение.
- Когда верите во все мистическое и на полном серьезе об этом говорите с ребенком. Если включаете соответствующие передачи по телевизору, то можно сказать, что точка, чтобы ребенок боялся, она уже создана.
- Когда мама тревожится по поводу и без повода в отношении ребенка.
- Или родители чего-то боятся сами, и часто этот страх передают ребенку.
Чего боятся детские страхи?
Страхи боятся положительных эмоций. Если вы увидите смешное в страшном – это замечательно.
Страхи очень боятся, когда о них говорят, когда пытаются детализировать, анализировать. Страхи в этот момент чувствуют, будто их поймали, как бабочку в сачок. Здесь наблюдается закономерность: чем больше говоришь о страхе, тем он становится меньше. Почему? Изначально страхи – это наши эмоциональные переживания, мы их переводим в рациональную сферу, пытаемся объяснить.
Страхи не любят, когда их рисуют, играют с ними. Страхи быстро исчезают, как снег быстро тает весной на солнышке.
Рисование страхов
Рисуя, ребенок легко представляет себя на месте другого человека, на месте персонажа, пытается выразить свое отношение к нему. Т.е. он анализирует, думает, эмоциональный компонент сменяется рациональным.
Детям предлагается тема «Что тебе снится страшное?» или «Чего ты боишься днем?» Это позволяет определить наиболее яркий страх. Какой страх, неизвестно. Каждый ребенок выявляет свой страх. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, переживаниям, соприкасается с пугающими персонажами. Т.е. рисование делает страх менее значительным.
Через рисование удается победить страхи, рожденные в воображении ребенка. Т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в будущем. Другие страхи основаны на реальных событиях, которые произошли давно.
Эффект избавления от стразов через рисование составляет около 50%.
Не надо бояться некоторого «оживления» детских страхов во время рисования – это одно из условий их полного устранения. Чтобы страхи не находились глубоко в психике ребенка – их нужно вывести наружу.
Подвижные игры
Подвижные игры для устранения страхов. Что происходит в игре? Происходит отреагирование чувств и желаний детей. Цель игр – снять нервное напряжение, эмоционально оживить детей. Можем рекомендовать широко известные детские игры: «Пятнашки», «Прятки», «Жмурки».
В игре улучшается гибкость, способность быстро принимать решения, дети осваивают правила группового поведения, совместной деятельности, ловкости.
Обязательное строгое соблюдение правил игры – самое важно условия избавления от страхов.
Сказкотерапия страха
Эффективны приемы сказкотерапии в коротких рассказах или историях. Например, маленькая книга Екатерины Макеевой «Зачем нужны комарики?» подойдёт абсолютно всем малышам, но в первую очередь она предназначена для деток, которые боятся насекомых.
Как бы удивительно это ни звучало, но боязнь насекомых – это весьма распространённая проблема. У многих малышей этот страх настолько силён, что остается и во взрослом возрасте, когда при виде обычного мотылька или майского жука накрывает паника и страх до дрожи в коленках. И ведь это тянется у них из глубокого детства.
Игровая коррекция страхов
Игровая коррекция страхов (проигрывание сказок, сочиненных и реальных историй). Здесь важно желание самого ребенка избавиться от своего страха. Для детей дошкольного возраста подойдут сказки: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Кот в сапогах», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Иван царевич…»
В процессе проигрывания историй или сказок с ребенком необходимо, чтобы малыш сам прошел 3 этапа:
- Я боюсь, т.е. выбирает роль козленка (в сказке «Волк и семеро козлят»);
- ребенок в образе своего страха – выбирает роль волка;
- Я не боюсь – выбирает роль дровосека (в сказке «Красная шапочка»).
При проигрывании страхов в игровых ситуациях необходимо соблюдать следующие принципы:
- Погружение в игру, создание игрового пространства, участие всех взрослых в игре, кто находится рядом.
- Равенство игровых отношений, т.е. уравнивание в правах взрослых и детей. Пусть дети сами распределяют роли себе и взрослым (при этом один взрослый должен контролировать сам процесс игры).
- Спонтанность и импровизация в игре, не нужно заранее заучивать сказки/истории, здесь важна именно импровизация.
- Эмоциональное отреагирование, т.е. дать детям возможность получить эмоциональную разрядку в игре (крик, смех, слезы). Этого не надо бояться – дайте ребенку возможность выплеснуть все свое эмоциональное напряжение наружу.
- Чередование ролей. Т.е. сначала ребенок в роли жертвы, потом в роли своего страха, затем – побеждает страх. Не пытайтесь насильно менять роли ребенку, пусть он сам выбирает.