- Для детей 1 – 2 лет
- Игры — потешки
- Простые упражнения
- Найди части дела
- Для детей 2 – 3 лет
- Изучаем предметы окружающего мира вместе
- Знакомимся с иллюстрациями
- Звуковые обозначения
- Повторение звука
- Для детей 3 – 4 лет
- Артикуляционная гимнастика
- Найди фрукт, овощ
- Мягкий и твердый предметы
- Для детей 4 – 5 лет
- Пересказ сказок
- Игра в слова
- Кукольный театр
- Для детей 5 – 6 лет
- Бросаем мяч
- Для детей 6 – 7 лет
- Упражнение «Назови ласково»
- Упражнение «Что лишнее»
- Упражнение «Множество или один»
- Упражнение «Самое короткое»
С появлением малютки, в семье появляется множество вопросов по теме становления личности ребенка, его развития, формирования мыслительных процессов.
В данной статье я поделюсь с вами опытом выдающихся педагогов о правильном развитии речи малыша. Ведь регулярное выполнение упражнений для развития речи – это верный путь к достижению показателя того, что ребенок будет развиваться правильно.
Часто случается, что детки одного года начинают расстраиваться и плакать, что их речь не понимают взрослые. Для этого вам рекомендуем ознакомиться с мотивирующими словами, которые важно говорить детям.
Для детей 1 – 2 лет
В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:
- Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
- Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
- Выражение эмоционального состояния интонацией.
- Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
- Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.
Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет.
Деткам, которые еще не могут самостоятельно стоять или ходить понадобится помощь взрослых. Данные игры не только благоприятно скажутся на речевом строе крохи, а также укрепят мышцы тела.
Игры — потешки
Тая, ручками потряси, (Трясем руками)
А также ладошками помаши. (Машем)
Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы)
Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам)
Потопаем ножками. (Топаем)
Похлопаем ручками. (Хлопаем)
Топнем правой ножкою. (Топнем)
Топнем левой ножкою. (Топнем)
И пойдем плясать в присяд
Словно стайка гусят. (Ходим на корточках)
Вот так топаем ножками (Потопали)
Топ – топ, топ – топ.
Вот так похлопаем ручками (Похлопали)
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.
Вот так покачаем головой
Ой – ой, ой – ой.
Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки)
Высоко – высоко.
Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки)
Низко – низко.
Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки)
Высоко – высоко.
Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки)
Низко — низко.
Ворона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша)
Кашку варила
Детишек кормила.
Этого – накормила (Загибаем большой палец)
Этого – накормила (Загибаем указательный палец)
Этого – накормила (Загибаем средний палец)
Этого – накормила (Загибаем безымянный палец)
А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик)
Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.
Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка)
Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок)
Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок)
И качу побыстрей (Катим снежок)
Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)
У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте)
Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам)
Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону)
Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками)
Нас с собою в лес возьми.
Сладким медом накорми!
Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик)
С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный)
С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний)
С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный)
Серых уток созываешь.
С этим – мимо пробегал (Трогаем большой)
И в канавку забегал. (Проводим между большим и указательным)
Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди)
Ты откуда вдруг возник?
Я бывал в гостях у братьев
Отдохнул там с благодатью
С этим – на рыбалку ходим,
С этим – хороводы водим,
С этим бегаем с утра,
С этим – весело всегда.
Простые упражнения
1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.
— Удивление: «ОХ!»
— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»
— Огорчение: «ЭХ!»
2. В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.
Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.
3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.
4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.
5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.
6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.
7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:
— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».
— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».
Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.
Найди части дела
Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить. При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху.
Образец развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео:
Для детей 2 – 3 лет
Безусловно, каждый маленький человечек рождается со своими индивидуальными особенностями. Одни начинают говорить раньше, другие позже. Но все сводится к тому, как родители подойдут к вопросу о формировании речевого строя детишек.
Существуют определенные правила — упражнения, которые необходимо осуществлять в развитии речи у детей 2 – 3 лет:
Изучаем предметы окружающего мира вместе
В процессе совершения каких – либо действий, обязательно описывайте все происходящее. В этом возрасте маленькие люди впитывают в себя всю информацию, как губки, активно познают мир. Стараются до всего дотронутся, прочувствовать на ощупь.
Знакомимся с иллюстрациями
Существует множество книжек с красочными, яркими изображениями. Они помогут сформировать представление крохи об окружающем мире, повысить словарный запас. Приобретайте книги для самых маленьких. Показывайте иллюстрации ребятам, задавайте вопросы по картинкам. «Как может собака? – АВ – АВ». Изучая животных по картинкам старайтесь увидеть их и в реальном мире. Обязательно сконцентрируйте внимание чада на том, что этот зверь живой, а этот нарисован в книге.
Звуковые обозначения
Любые действия, которые выполняет карапуз, старайтесь выделить звуками. При хлопках в ладоши, повторяйте «ХЛОП – ХЛОП». При топанье ножками: «ТОП – ТОП». Мячик стучит: «БУМ – БУМ». Произнося различные звуки кроха со временем осознает, что каждое действие влечет за собой определенное звучание.
Повторение звука
Карапуз, воспроизводит звуки, попросите произнести их еще раз, закрепить полученное умение. Пример: «Как мычит корова? – «МУ». В случае непонятного высказывания со стороны маленького человечка, повторите его за ним. Это поможет побудить малыша произнести слово правильно. Не забывайте поощрять крошку за успехи и старания.
А ещё веселее изучить и угадывать звуки в песне про синий трактор и сочетать с танцевальными движениями, как в видео:
Для детей 3 – 4 лет
Для детей возраста трех – четырех лет характерны знания не только существительных, глаголов, но и наречий: тут, там. Могут составить предложение, состоящее из 3 – 4 слов. Речь должна быть грамотна, без дефектов. В норме правильное произношение свистящих, как в начале, в середине, так и в конце слова и когда встречаются две согласные со стечением.
Артикуляционная гимнастика
Мышцы языка должны быть в определенном тонусе для произношения звуков потому, что для свистящих звуков язык должен упираться в нижние зубы. Для шипящих, а также «р», «л», он должен занимать верхнюю позицию.
- Упражнение горочка для свистящих
- Упражнение маятник.
- Дуем в стакан с водой через трубочку.
Найди фрукт, овощ
Игры и упражнения, направленные на произношение фруктов, овощей, ягод помогут не только научить правильно называть слова, но и существенно увеличат словарный запас дошкольников за счет описания внешности плода: формы, цвета.
Мягкий и твердый предметы
Игра способствует формированию мировоззрения детей о твердых и мягких объектах неживой природы и обогащению словарного запаса.
Карапуз поочередно берет предметы из коробки и называет его свойство. Можно усложнить задачу попросив называть еще и цвет объекта.
Для детей 4 – 5 лет
При общении с детьми 4 – 5 лет взрослые уже не должны испытывать затруднения в понимании. Речь дошколят, как правило развита в полном объеме. Все просьбы, задания должны быть осмыслены. Формируется адекватное реагирование на вопросы.
В возрасте 4 – 5 лет способность произносить сложные слова, предложения улучшается. Именно в этот период возникает действенное словотворчество, попытки рифмования.
Пересказ сказок
При пересказе важно обратить внимание чада на интонацию голоса. Попросить где необходимо произнести громко высказывание, а где нужно – тихо.
Рекомендуемые сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».
Игра в слова
Родители просят произнести малыша слова, содержащие определенный звук.
Пример со звуком «эс»: санки, самокат, сын, сом.
Кукольный театр
В данном возрасте дети охотно смотрят театр, но будет намного увлекательней и интересней, если дошкольник попробует сыграть в театре определенную роль или поуправлять любимым кукольным персонажем.
У чад 4 — 5 лет просыпается интерес к гаджитам. Разработаны специальные компьютерные игры для развития речи.
Но в этом нужно знать меру. И не сделать из ребенка — геймера.
Для детей 5 – 6 лет
Дети, достигшие 5 – 6 лет уже свободно общаются со сверстниками. Могут назвать свое полное имя, адрес. Если они не могут подобрать нужное слово, то придумывают. Ярким примером является книга Корнея Ивана Чуковского «От 2 – 5», где даны примеры творчества маленьких выдумщиков.
В данный период времени дошколята начинает интересовать звуковое оформление слова. Придумывают маленькие стишки. Совершенствуют речевой слух и могут различать слова с одной различающей фонемой (дом – сом, почка – бочка).
Грамматический строй речи еще находится на стадии формирования, поэтому допустимы неточности в произношении.
Пользуются ударением произвольно, это тоже считается вариативным вариантом нормы. В это время детки начинают использовать монологическую речь. Они должны уметь рассказывать о событиях из собственной жизни, о каком – либо звере или игрушке, составлять рассказ по картинке, пересказывать знакомый текст.
А повысить навык общения и словарный запас вашего ребёнка помогут такие игры и упражнения:
Бросаем мяч
Игра заключается в том, что мяч перекидывается от одного игрока к другому, одновременно с этим задается вопрос. Вопрос может быть любого характера (какой формы предмет, какого цвета фрукт, что может сиять и т. д.).
Предлагаем изменить игру и бросать мяч называя слова, а второй игрок должен преобразовать их в уменьшительно – ласкательную форму.
В такую же игру можно сыграть со словами синонимами, антонимами.
Для детей 6 – 7 лет
Как правило, в этом возрасте все звуки у ребенка сформированы. Он говорит правильно. Бывает так, что звуки «Р», «Л», формируются к 6 годам, это вполне нормально. К 7 годам у школьника должен быть сформирован фонематический слух. Если этого не произошло, возможно возникнут трудности при чтении и письме.
Упражнение «Назови ласково»
При занятии данным упражнением можно использовать различные слова.
- Ягоды
- Малина – малинка
- Клубника –…
- Земляника-…
- Черника –…
- Ежевика –…
Упражнение «Что лишнее»
- Машина, телефон, трамвай, автобус, самолет.
- Варежка, ложка, шапка, шарф, штаны.
- Люстра, торшер, обои, светильник, бра, ночник.
- Холодильник, телевизор, ноутбук, юбка, утюг.
Упражнение «Множество или один»
- Варежка – варежки
- Носок – носочки
- Ножницы — ?
- Ботинок – ботинки
- Штаны — ?
- Доска — доски
Упражнение «Самое короткое»
Дается ряд слов, необходимо выбрать самое короткое.
- Незабудка, одуванчик, мак, нарцисс, пион.
- Земля, мир, планета, вселенная, космос.
- Корень, стебель, ветки, лист, почки.
- Стол, кровать, пуфик, кресло, диван.
Сформировать в ребенке социальную раскрепощенность можно посредством прогулок с другими детьми, посещения зоопарка, театров, цирка и других мест, где присутствуют взрослые и сверстники.
После похода важно поинтересоваться мнением чада об увиденном, услышанном. Спросить, что запомнилось больше.
Безусловно, повысить словарный запас помогут книги. В раннем школьном возрасте читать нужно как можно больше, формируя грамотную речь школьника.
Похожие записи: