Упражнения для развития речи детей всех возрастов

С появлением малютки, в семье появляется множество вопросов по теме становления личности ребенка, его развития, формирования мыслительных процессов.

В данной статье я поделюсь с вами опытом выдающихся педагогов о правильном развитии речи малыша. Ведь регулярное выполнение упражнений для развития речи – это верный путь к достижению показателя того, что ребенок будет развиваться правильно.

Часто случается, что детки одного года начинают расстраиваться и плакать, что их речь не понимают взрослые. Для этого вам рекомендуем ознакомиться с мотивирующими словами, которые важно говорить детям. 

Для детей 1 – 2 лет

В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:

  1. Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
  2. Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
  3. Выражение эмоционального состояния интонацией.
  4. Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
  5. Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.

Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет.

Деткам, которые еще не могут самостоятельно стоять или ходить понадобится помощь взрослых. Данные игры не только благоприятно скажутся на речевом строе крохи, а также укрепят мышцы тела.

 

 

Игры — потешки

игры потешки

Тая, ручками потряси, (Трясем руками)
А также ладошками помаши. (Машем)
Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы)
Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам)
Потопаем ножками. (Топаем)
Похлопаем ручками. (Хлопаем)
Топнем правой ножкою. (Топнем)
Топнем левой ножкою. (Топнем)
И пойдем плясать в присяд
Словно стайка гусят. (Ходим на корточках)

Вот так топаем ножками (Потопали)
Топ – топ, топ – топ.
Вот так похлопаем ручками (Похлопали)
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.
Вот так покачаем головой
Ой – ой, ой – ой.
Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки)
Высоко – высоко.
Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки)
Низко – низко.
Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки)
Высоко – высоко.
Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки)
Низко — низко.

игры - потешки для рукВорона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша)
Кашку варила
Детишек кормила.
Этого – накормила (Загибаем большой палец)
Этого – накормила (Загибаем указательный палец)
Этого – накормила (Загибаем средний палец)
Этого – накормила (Загибаем безымянный палец)
А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик)
Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.

Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка)
Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок)
Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок)
И качу побыстрей (Катим снежок)
Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)


У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте)
Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам)
Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону)
Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками)
Нас с собою в лес возьми.
Сладким медом накорми!

Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик)
С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный)
С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний)
С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный)
Серых уток созываешь.
С этим – мимо пробегал (Трогаем большой)
И в канавку забегал. (Проводим  между большим и указательным)

Читать далее:  Рецепт детского счастья

Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди)
Ты откуда вдруг возник?
Я бывал в гостях у братьев
Отдохнул там с благодатью
С этим – на рыбалку ходим,
С этим – хороводы водим,
С этим бегаем с утра,
С этим – весело всегда.

Простые упражнения

Детям, которые только учатся произносить звуки помогут специальные упражнения для развития речи, которым необходимо уделять в день 15 – 20 минут:

1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.

— Удивление: «ОХ!»

— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»

— Огорчение: «ЭХ!»

2.  В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.

Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.

3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.

4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.

6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.

7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:

— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».

— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».

Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.

Найди части дела

Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить. При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху.

Образец  развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео:

Для детей 2 – 3 лет

развитие речи детей 2 - 3х лет

Специалисты установили норму слов, которую должны знать малыши, достигшие двух лет. Принято считать, что у чад данного возраста в словарном запасе должно быть около пятидесяти слов.

Безусловно, каждый маленький человечек рождается со своими индивидуальными особенностями. Одни начинают говорить раньше, другие позже. Но все сводится к тому, как родители подойдут к вопросу о формировании речевого строя детишек.

Существуют определенные правила — упражнения, которые необходимо осуществлять в развитии речи у детей 2 – 3 лет:

Изучаем предметы окружающего мира вместе

В процессе совершения каких – либо действий, обязательно описывайте все происходящее. В этом возрасте маленькие люди впитывают в себя всю информацию, как губки, активно познают мир. Стараются до всего дотронутся, прочувствовать на ощупь.

Главное правило родителей – давать описание всем действиям малыша. Если тот взял в руки предмет, обязательно произнесите его название, опишите внешние характеристики. Хвалите за проявление любой активности в поведении крохи. Заостряйте внимание на том, что он делает.

Знакомимся с иллюстрациями

знакомство с иллюстрациями

Существует множество книжек с красочными, яркими изображениями. Они помогут сформировать представление крохи об окружающем мире, повысить словарный запас. Приобретайте книги для самых маленьких. Показывайте иллюстрации ребятам, задавайте вопросы по картинкам. «Как может собака? – АВ – АВ». Изучая животных по картинкам старайтесь увидеть их и в реальном мире. Обязательно сконцентрируйте внимание чада на том, что этот зверь живой, а этот нарисован в книге.

Читать далее:  Как пережить карантин и не развестись

Звуковые обозначения

Любые действия, которые выполняет карапуз, старайтесь выделить звуками. При хлопках в ладоши, повторяйте «ХЛОП – ХЛОП». При топанье ножками: «ТОП – ТОП».  Мячик стучит: «БУМ – БУМ». Произнося различные звуки кроха со временем осознает, что каждое действие влечет за собой определенное звучание.

Повторение звука

Карапуз, воспроизводит звуки, попросите произнести их еще раз, закрепить полученное умение. Пример: «Как мычит корова? – «МУ». В случае непонятного высказывания со стороны маленького человечка, повторите его за ним. Это поможет побудить малыша произнести слово правильно. Не забывайте поощрять крошку за успехи и старания.

А ещё веселее изучить и угадывать звуки в песне про синий трактор и сочетать с танцевальными движениями, как в видео:

Для детей 3 – 4 лет

развитие речи детей 3 - 4х лет

Для детей возраста трех – четырех лет характерны знания не только существительных, глаголов, но и наречий: тут, там. Могут составить предложение, состоящее из 3 – 4 слов. Речь должна быть грамотна, без дефектов. В норме правильное произношение свистящих, как в начале, в середине, так и в конце слова и когда встречаются две согласные со стечением.

Артикуляционная гимнастика

Мышцы языка должны быть в определенном тонусе для произношения звуков потому, что для свистящих звуков язык должен упираться в нижние зубы. Для шипящих, а также «р», «л», он должен занимать верхнюю позицию.

  1. Упражнение горочка для свистящих
  2. Упражнение маятник.
  3. Дуем в стакан с водой через трубочку.

     

У детей 3 – 4 лет поверхностная диафрагмальное дыхание. Поэтому одна из главных задач – работа над дыханием.

Найди фрукт, овощ

Игры и упражнения, направленные на произношение фруктов, овощей, ягод помогут не только научить правильно называть слова, но и существенно увеличат словарный запас дошкольников за счет описания внешности плода: формы, цвета.

Мягкий и твердый предметы

Игра способствует формированию мировоззрения детей о твердых и мягких объектах неживой природы и обогащению словарного запаса.

Карапуз поочередно берет предметы из коробки и называет его свойство. Можно усложнить задачу попросив называть еще и цвет объекта.

Для детей 4 – 5 лет

развитие речи детей 4 - 5 лет

При общении с детьми 4 – 5 лет взрослые уже не должны испытывать затруднения в понимании. Речь дошколят, как правило развита в полном объеме. Все просьбы, задания должны быть осмыслены. Формируется адекватное реагирование на вопросы.

В возрасте 4 – 5 лет способность произносить сложные слова, предложения улучшается. Именно в этот период возникает действенное словотворчество, попытки рифмования.

По достижению четырехлетнего возраста словарь ребенка составляет 2000 слов. К пяти годам словарь содержит около 3000 терминов. Количество сокращений существенно уменьшается, а также различных перестановок, пропусков. Формируются слова – синонимы. 

Пересказ сказок

При пересказе важно обратить внимание чада на интонацию голоса. Попросить где необходимо произнести громко высказывание, а где нужно – тихо.

Рекомендуемые сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

Игра в слова

Родители просят произнести малыша слова, содержащие определенный звук.

Пример со звуком «эс»: санки, самокат, сын, сом.

Кукольный театр

кукольный театр

В данном возрасте дети охотно смотрят театр, но будет намного увлекательней и интересней, если дошкольник попробует сыграть в театре определенную роль или поуправлять любимым кукольным персонажем. 

Читать далее:  Психология поведения ребенка

У чад 4 — 5 лет просыпается интерес к гаджитам. Разработаны специальные компьютерные игры для развития речи.

Но в этом нужно знать меру. И не сделать из ребенка — геймера

Для детей 5 – 6 лет

развитие речи детей 5 - 6 лет

Дети, достигшие 5 – 6 лет уже свободно общаются со сверстниками. Могут назвать свое полное имя, адрес. Если они не могут подобрать нужное слово, то придумывают. Ярким примером является книга Корнея Ивана Чуковского «От 2 – 5», где даны примеры творчества маленьких выдумщиков.

В данный период времени дошколята начинает интересовать звуковое оформление слова. Придумывают маленькие стишки. Совершенствуют речевой слух и могут различать слова с одной различающей фонемой (дом – сом, почка – бочка).

Грамматический строй речи еще находится на стадии формирования, поэтому допустимы неточности в произношении.

Пользуются ударением произвольно, это тоже считается вариативным вариантом нормы. В это время детки начинают использовать монологическую речь. Они должны уметь рассказывать о событиях из собственной жизни, о каком – либо звере или игрушке, составлять рассказ по картинке, пересказывать знакомый текст.

Свои ответы ребята формулируют из двух –трех фраз. В речи все чаще можно услышать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

А повысить навык общения и словарный запас вашего ребёнка  помогут такие игры и упражнения:

Бросаем мяч

Игра заключается в том, что мяч перекидывается от одного игрока к другому, одновременно с этим задается вопрос. Вопрос может быть любого характера (какой формы предмет, какого цвета фрукт, что может сиять и т. д.).

Предлагаем изменить игру и бросать мяч называя слова, а второй игрок должен преобразовать их в уменьшительно – ласкательную форму.

В такую же игру можно сыграть со словами синонимами, антонимами.

Для детей 6 – 7 лет

развитие речи детей 6-7 лет

Как правило, в этом возрасте все звуки у ребенка сформированы. Он говорит правильно. Бывает так, что звуки «Р», «Л», формируются к 6 годам, это вполне нормально. К 7 годам у школьника должен быть сформирован фонематический слух. Если этого не произошло, возможно возникнут трудности при чтении и письме.

Непроизвольная память в этот период достигает самого расцвета. Все слова, услышанные ребенком, запоминаются сами собой. Один раз услышал, повторил, начал употреблять в речи. Данную особенность необходимо использовать, вводить в речь как можно больше глаголов и прилагательных.

Упражнение «Назови ласково»

При занятии данным упражнением можно использовать различные слова.

  • Ягоды
  •  Малина – малинка
  •  Клубника –…
  • Земляника-…
  • Черника –…
  • Ежевика –…

Упражнение «Что лишнее»

упражнение
Упражнение «Найди 4 лишний предмет»
  • Машина, телефон, трамвай, автобус, самолет.
  • Варежка, ложка, шапка, шарф, штаны.
  • Люстра, торшер, обои, светильник, бра, ночник.
  • Холодильник, телевизор, ноутбук, юбка, утюг.

Упражнение «Множество или один»

  • Варежка – варежки
  • Носок – носочки
  • Ножницы — ?
  • Ботинок – ботинки
  • Штаны — ?
  • Доска — доски

Упражнение «Самое короткое»

Дается ряд слов, необходимо выбрать самое короткое.

  • Незабудка, одуванчик, мак, нарцисс, пион.
  • Земля, мир, планета, вселенная, космос.
  • Корень, стебель, ветки, лист, почки.
  • Стол, кровать, пуфик, кресло, диван.

Сформировать в ребенке социальную раскрепощенность можно посредством прогулок с другими детьми, посещения зоопарка, театров, цирка и других мест, где присутствуют взрослые и сверстники.

После похода важно поинтересоваться мнением чада об увиденном, услышанном. Спросить, что запомнилось больше.

Безусловно, повысить словарный запас помогут книги. В раннем школьном возрасте читать нужно как можно больше, формируя грамотную речь школьника.

 

 
Похожие записи:

Оценить статью
InHa|rmony
Добавить комментарий