Ребенок-вихрь, ребенок-ураган
14.08.2008 12:50Лилия Илюшина, для InHa.ru
Гиперактивные дети как юла: они непрерывно крутятся, вертятся, находятся в постоянном движении, не имея сил устоять на месте, то и дело отвлекаются, будучи не в состоянии удерживать внимание на чем-то одном. «Он просто невыносим!» – стонут воспитатели и учителя. «Хороший, когда спит…» – вздыхая, говорят о своем чаде родители.
Он не нарочно! По-другому просто не получается
Все дело в особенностях его нервной системы, которые, как известно, невозможно контролировать сознательно. При всем желании такой ребенок не может «взять себя в руки» усилием воли, у него это просто не получается!
Изменить ситуацию, скорректировать проявления детской гиперактивности, помочь маленькому человеку стать более внимательным – можно.
Однако для начала, нужно разобраться, действительно ли ребенок гиперактивен.
Как это выглядит
Сказать про него, что он непоседа – не сказать ничего. Он не ходит, а носится вихрем, роняя предметы и опрокидывая кастрюли с супом, падает сам, разбивая коленки, набивая шишки и синяки…
Гиперактивный ребенок не в состоянии предугадывать последствия своих поступков, кроме того, он абсолютно не умеет учиться на собственных ошибках, раз за разом наступая на одни и те же грабли.
Сначала сделал, потом подумал, это про него.
Такие дети очень часто попадают в различные неприятные истории, – именно они наиболее подвержены травмам, постоянно теряют свои вещи и теряются сами. Жажда новых впечатлений влечет юного непоседу от одного объекта внимания к другому, поэтому стоит лишь на секунду выпустить его руку, как он уже несется прочь. Куда? Да он и сам не знает. Зачем? Не имеет никакого понятия.
У большинства гиперактивных детей наблюдаются те или иные нарушения сна, – уже в 1,5-2 года такой ребенок может перестать спать днем, а вечером его бывает нелегко уложить в постель из-за нарастающего возбуждения. С трудом засыпая, он тревожно спит.
Помимо сверхподвижности у таких детей наблюдается и нехватка внимания. В педиатрии это так и называется «синдром дефицита внимания». Долгое время концентрироваться на одной книжке, игрушке или занятии – задача совершенно непосильная для гиперактивного малыша.
Особенно заметным это становится при поступлении в детский сад или школу, где его имя, конечно же, – постоянно на устах воспитателей и учителей.
Гиперактивный ребенок абсолютно не умеет учиться на собственных ошибках, раз за разом наступая на одни и те же грабли.
Никто не виноват
Причин детской гиперактивности существует великое множество: это и наследственность (один или оба родителя тоже были гиперактивными), и внутриутробная гипоксия плода, и стрессы, которым была подвержена будущая мама во время беременности, и неблагополучное течение родов и многое другое. Но, как бы то ни было, наша задача – не искать виновных (что произошло – то произошло), а помочь ребенку выправиться. Это, к счастью, возможно.
Если вам показалось, что вышеописанные симптомы имеют отношение к вашему чаду, – стоит обратиться к невропатологу, который поможет прояснить ситуацию и, при необходимости, назначит лечение. Эффективней процесс коррекции пойдет, если в работу включится и детский психолог. Однако усилия специалистов могут пропасть даром без активных действий со стороны родителей.
Другие статьи по этой теме на InHa.ru:
Полезные игры и упражнения для гиперактивных детей
Снижаем гиперактивность ребенка
|
Как можно точно понять, есть гиперактивность или нет?
Вот например, у меня сын лет с трех перестал спать днем. Но никакой гиперактивности нет, читает, занимается, не скачет как сумасшедший. И в школе сейчас все в порядке.
А есть дети, не гиперактивные, но невнимательные. Все у них падает из рук, все в замедленном темпе. Ничего нельзя доверить, или забудет или потеряет. Это-то что?