- Причины синдрома Карлсона
- Коммуникативный дефицит
- Страхи и тревоги
- Ощущение чрезмерной заботы
- Ощущение вины
- Недостаток сильных эмоций
- Симптоматика
- Диагностика
- Беседа с родителями и ребенком
- Непосредственное наблюдение
- Проективные психодиагностические методики
- Методы лечения
- Консультация родителей
- Поведенческая психотерапия
- Психотерапия всей семьей
Под синдромом Карлсона в психиатрии принято понимать особенность психического развития ребенка, характеризующуюся наличием у него воображаемого друга. Название синдрома взято из знаменитой повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», где рассказывается о взаимоотношениях маленького мальчика и озорного воображаемого человечка, живущего на крыше. В целом, вымышленным товарищем может выступать не обязательно именно Карлсон, а и любое другое мифическое или сказочное существо, которое нравится ребенку.
Как правило, первые проявления синдрома воображаемого партнера начинаются у детей с 3 лет и полностью заканчиваются к 6-7 годам. Однако у замкнутого и необщительного ребенка они могут продолжаться и до более позднего возраста. Симптомы подобной особенности психологического развития зачастую включают эпизоды коммуникации малыша с вымышленным другом. Он делится с ним игрушками и сладостями, озвучивает ему просьбы и вопросы. В статье пойдет речь о причинах такого явлениях, его характерных признаках, возможных осложнениях и методах психотерапии.
Причины синдрома Карлсона
Следует понимать, что в большинстве случаев формирование синдрома Карлсона у ребенка – явление абсолютно нормальное. Оно тесно связано с интенсивной активностью воображения у детей в период от 3 до 7 лет, которое дополняется отсутствием сильных внешних импульсов способных их увлечь. Говоря простым языком, создание вымышленного друга – источник непрекращающихся развлечений для малыша, своеобразное бегство от скуки.
Однако некоторые дети излишне серьезно относятся к придуманному партнеру, что сказывается на их социализации и общем развитии. Как правило, подобное свидетельствует о психологических трудностях. К такому исходу приводят следующие факторы:
Коммуникативный дефицит
Возраст 3-7 лет в жизни ребенка – время активного овладения навыками общения. Создание вымышленного друга позволяет малышу компенсировать недостаток коммуникации со сверстниками или непринятие с их стороны, а также устраняет чувство ненужности и заброшенности, если родители уделяют ему слишком мало внимания.
Страхи и тревоги
Как правило, вымышленный друг становится защитником от пугающих вещей. Он отважен, силен и вообще обладает всеми теми качествами, которые отсутствуют у малыша.
Ощущение чрезмерной заботы
Если родители излишне контролируют ребенка, то общение с вымышленным другом становится отдушиной, через которую он проявляет свободу, не боясь порицания со стороны мамы и папы.
Ощущение вины
Зачастую дети ощущают свою вину за то, что родители скандалят друг с другом. В таком случае, вымышленный партнер будет тем, кому можно излить душу, кто всегда выслушает и окажет поддержку.
Недостаток сильных эмоций
Фантазия ребенка открывает ему путь в мир новых впечатлений. Дети придумывают не только друзей, но и ситуации, фантастические места, которые дарят им сильные эмоции – удивление, восторг, радость.
Симптоматика
Специалисты установили, что характерологические особенности воображаемого друга чаще всего зависят от того, какая психологическая проблема вызвала его появление. Например, если ребенок испытывает страх, то его партнер обязательно будет смелым и храбрым, всегда готовым встать на защиту своего маленького приятеля. Если же малыш страдает от одиночества, то качествами его вымышленного товарища станет доброта, общительность и постоянная готовность играть и веселиться.
Наиболее ярким симптомом синдрома Карлсона являются постоянные рассказы ребенка о своем придуманном друге. Дети не стесняются рассказывать о нем родителям, в отдельных случаях даже знакомят персонажа своей фантазии с папой и мамой. Помимо этого, они открыто организовывают ритуалы с его участием. То есть ставят ему отдельный столовый прибор, угощают сладостями, читают сказки или обсуждают с ним мультики. Одним словом, контактируют с ним, как с живым человеком.
Известны запущенные случаи синдрома вымышленного друга, когда ребенок полностью выпадал из мира реальности в мир фантазий. Переставал общаться со сверстниками, предпочитая им своего придуманного приятеля.
Психиатры убеждены, что подобное поведение – признак серьезной психологической травмы, требующей оперативного вмешательства. Если не решить ее вовремя, то такой уход в мечтания может закрепиться в виде стратегии психологической защиты. А это чревато для личности стойким снижением социальной активности и панической боязнью общения с живыми людьми.
Психолог Наталья Толстая считает, что главным признаком появления синдрома Карлосона является страх ребенка:
Диагностика
Следует сразу сказать о том, что большая часть случаев синдрома Карлсона проходит сама собой, примерно к 7-8 годам. У ребенка есть вымышленный приятель, однако его присутствие никак не влияет на коммуникацию с родителями и сверстниками. По мере взросления дети все больше погружаются в социальную жизнь – учатся, занимаются спортом, общаются друг с другом. Потребность в придуманном приятеле отпадает, после чего ребенок о нем забывает.
Другое дело, когда малыш посвящает все свое время товарищу из фантазий. Ему не интересны разговоры со сверстниками и родителями, он замыкается в себе и перестает отличать мечтания от реальности. При таком положении дел следует незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту за помощью. Как правило, психиатры и психотерапевты используют для диагностики синдрома Карлсона следующие методы:
Беседа с родителями и ребенком
В ходе беседы с родителями специалист узнает о продолжительности и особенностях синдрома, а также частоте его проявлений. Общаясь с малышом, он может выведать имя, возраст и личностные качества вымышленного приятеля.
Непосредственное наблюдение
Врач оценивает характер взаимодействия ребенка с родителями, наблюдает за его поведением и эмоциональными реакциями. Нередко дети приходят на прием вместе с придуманным другом, что дает больше информации об их отношениях и причинах, побудивших малыша выдумать себя товарища для игр.
Проективные психодиагностические методики
Одним из ценных способов получения информации о вымышленном друге являются проективные методики. Например, рисуночный тест. Психотерапевт просит ребенка нарисовать своего партнера и по полученным результатам определяет проблему, которая вызвала появление синдрома.
В целом, диагностика синдрома Карлсона не требует большого количества времени. Само по себе наличие вымышленного друга – уже уникальное и неповторимое явление. Сложность представляет определение характера этих взаимодействий и причины, побудившей ребенка уйти в мир мечтаний.
Если же речь идет о подростке, который давно перешагнул возраст 7-8 лет, то врачу необходимо определить, не является ли наличие вымышленного приятеля симптомом шизофрении. Для этого следует определить степень критичности восприятия придуманного персонажа, а также то, насколько хорошо пациент видит разницу между вымыслом и реальностью.
Методы лечения
Родителям важно понимать, что если их ребенок выдумал себе друга, но при этом нормально общается со сверстниками и активно участвует в социальной жизни, то никакого лечения не требуется. Обычно все проявления синдрома исчезают сами по себе в конце дошкольного периода. Если же малыш пошел в школу, но все еще продолжает цепляться за придуманного приятеля, то следует обратиться за помощью к психиатру или психотерапевту. В борьбе с запущенными случаями синдрома Карлсона используются такие методики:
Консультация родителей
Специалист объясняет родителям, какие причины привели к появлению у их ребенка синдрома. Указывает на их промахи в воспитании, а также рекомендует чаще хвалить малыша, не боятся проявлять свою заботу и любовь.
Поведенческая психотерапия
Проводится в виде индивидуальных занятий с ребенком. В ее ходе психотерапевт обучает малыша не скрывать чувства и проговаривать их вслух. Главная цель – стать для ребенка тем человеком, которому можно не страшиться поведать о своих проблемах и невзгодах. Если психотерапия будет успешной, то маленький клиент быстро поймет преимущества высказывать собственные переживания реальному человеку, а не вымышленному персонажу.
Психотерапия всей семьей
На прием к специалисту родители приходят вместе с ребенком. Сообща, но под руководством психотерапевта, они пытаются изменить неэффективные стратегии взаимодействия, повлекшие за собой возникновение синдрома.
Напоследок хочется сказать, что вымышленный друг – своеобразная опора ребенка, помогающая ему преодолеть психологическую травму или справиться с одиночеством. Поэтому родителям не следует ругать малыша за такую «дружбу». Спокойное отношение к фантазии только ускорит исчезновение синдрома, в то время как крики и давление могут его усугубить и превратить в серьезную проблему.