Стокгольмский синдром — это психологическая проблема, которая может показаться нелепой обычному человеку — потому что жертва ценит своего преследователя. В ходе проявления этого синдрома все правонарушители мучителя освобождаются от ответственности, и жертва обычно не позволяет сказать о нем дурного слова. Откуда берется этот синдром и что можно сделать для борьбы с ним?
Определение
Стокгольмский синдром — это явление, описанное в 1980-х годах. Впервые они были замечены после инцидента, произошедшего 23 августа 1973 года в Стокгольме.
В 1973 году в Стокгольме произошло ограбление банка, в результате которого злоумышленники захватили заложников. Через шесть дней задержанные были освобождены, но они проявили довольно неожиданное поведение.
Заложники защищали своих мучителей, и они не хотели выступать против них в полиции. Однако это еще не всё — один из задержанных учредил фонд, задачей которого было собрать деньги для адвокатов похитителей, в то время как другой похищенный наконец обручился с одним из похитителей.
А ведь со стороны можно подумать, что заложники буквально сошли с ума. Однако у них только развился стокгольмский синдром.
Криминолог и психолог Нильс Бежерот упомянул его впервые — этот человек был одним из тех, кто сотрудничал с полицией во время ограбления этого банка, и он назвал необычное поведение, проявляемое жертвами синдрома Стокгольма.
Причины
Стокгольмский синдром развивается у людей, которые сталкиваются с чрезвычайно стрессовыми ситуациями.
- Проблема может появиться у похищенных людей, а также у людей в тюрьме, трудовом лагере или даже в токсичных отношениях.
- Жертва должна сначала очень бояться своего мучителя. Она может опасаться за свою жизнь, у нее может сложиться впечатление, что она полностью зависит от мучителя, или жертва может быть убеждена, что она совершенно бессильна и не может каким-либо образом повлиять на поведение мучителя.
- Когда жертва остается со своим палачом в течение длительного периода времени, он обычно начинает интерпретировать свое поведение по-другому. Преследователь иногда позволяет жертве, например, пользоваться туалетом, дает ей еду или решает открыть окна в своей камере, чтобы она могла на мгновение увидеть солнечные лучи.
Когнитивный диссонанс
Эти действия означают, что жертва может как-то начать видеть в своем мучителе человека, он может начать казаться ему, что он на самом деле не злится. Тогда может появиться феномен, который называется когнитивным диссонансом.
Это определенно наносит вред психике человека. С одной стороны, жертва понимает, что он является жертвой, а с другой стороны, он начинает направлять позитивные чувства к преследователю.
Когнитивный диссонанс иногда является источником путаницы в голове — в конце концов, один и тот же человек имеет две крайние точки зрения — которые в конечном итоге разум стремится выбрать эту «правильную» версию. Именно тогда палачом можно считать человека, стремящегося на благо жертвы, и у нее может появиться синдром Стокгольма.
Симптомы
- Жертва воспринимает своего палача позитивно — наиболее характерная черта стокгольмского синдрома.
- Не существует критического суждения о ситуации — в ходе этого явления происходит то, что жертва не замечает проблемы в случае поведения палача (например, направить психологическую агрессию на нее).
- Жертва оправдывает поведение истязателя — палач также может быть идеализирован жертвой и может иметь только положительные чувства к нему.
Полезно знать
О Стокгольмском синдроме в основном говорят в контексте жертв различных видов насилия, что интересно, можно встретить мнение, что один случай этой проблемы появился в неком, довольно популярном анимационном фильме.
Мы говорим здесь о «Красоте и чудовище». Главная героиня, Белла, прежде чем она начала дарить Зверю позитивные чувства, сначала была задержана с ним в основном против ее воли.
Психолог Наталия Коробкова описывает защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и (или) применения угрозы или насилия в видео:
Трудно сказать, были ли эти два героя объединены великой любовью или, возможно, стокгольмским синдромом, но, безусловно, вышеупомянутое наблюдение весьма интересно.
Проявление в отношениях
Как правило, Стокгольмский синдром рассматривается как проблема людей, похищенных и содержащихся в неволе в течение длительного времени, но на практике, к сожалению, его проявления также можно обнаружить в межличностных отношениях. Во многих ядовитых отношениях один из партнеров берет на себя роль палача, а другой играет роль жертвы. Вам не нужно никого убеждать, что такие отношения не работают должным образом.
Жертва может каким-то образом знать о действиях своего партнера — он может, например, знать, что он направляет психическую агрессию к ней, ограничивает ее планы или способности к развитию, не предпринимая никаких попыток бороться с этой ситуацией. Еще больше — жертва все еще оправдывает своего мучителя.
Обычно он не видит, как негативно на нее влияют действия мучителя — он сосредоточен на объяснении своего поведения. В то же время жертва часто полностью пренебрегает своими потребностями: он сосредоточен на удовлетворении мучителя и пытается избежать такого поведения, которое может вызвать раздражение или гнев у ее партнера.
Влияние на семью
Изоляция также обычно связана с синдромом. Она понимает, что его родственники, семья или друзья могут пытаться отвлечь ее от него. Поэтому он прилагает усилия (обычно успешные), чтобы изолировать жертву от этих людей.
С этой целью он может предложить жертве, что его родственники предубеждены против него или что они пытаются действовать против него. Когда он имеет дело с жертвой стокгольмского синдрома, семя обычно падает на плодородную почву, и жертва фактически отказывается от контакта с близкими людьми.
Еще одним феноменом, связанным со стокгольмским синдромом в отношениях, обычно является неспособность сбежать. Конечно, это трудно сравнить с неспособностью задержанного лица сбежать в случае похищения. Прекращение таких отношений может быть затруднено, даже если у них есть дети или совместный жилищный кредит, или они находятся в финансовой зависимости от мучителя.
Лечение
Клинический психолог Вероника Степанова о феномене возникновения данного явления как форма психологической защиты («так надо делать», «это нормально»), и рекомендации жертвам насилия:
- Бороться со стокгольмским синдромом нелегко, но возможно. Важную роль здесь обычно играют близкие, у которых есть стокгольмский синдром, именно они могут помочь им освободиться от ядовитых отношений. Легко, из-за привязанности к мучителю — обычно это не так, но это действительно возможно.
- Прежде всего, вы должны быть терпеливыми. Тот факт, что жертва избегает посещать членов семьи или даже звонить по телефону близким людям, не означает, что она полностью потеряла свои отношения с ней — ее просто затеняют чувства к мучителю.
- Случается, что жертва, наконец, берет дистанцию и видит, что мучитель делает с ней и ее жизнью — это может быть стимулом для нее прекратить пагубные отношения и вернуть радость жизни. Ей может помочь помощь, оказанная ее родственниками.
- Этот синдром может быть очень сильным в целом, и как некоторые жертвы могут справиться с ним самостоятельно, другие очень долго, несмотря на свои усилия, остаются в ловушке патологических убеждений. В таких случаях не нужно стесняться, стоит просто воспользоваться помощью психолога или психотерапевта.