Имидж делового человека

Как говорится в известной русской пословице, по одежке встречают: она задает первый импульс предстоящим переговорам, беседе, знакомству. Первое впечатление доминирует, и порой требуется очень много сил, времени, ресурсов, чтобы это впечатление скорректировать в дальнейшем.

В деловой среде есть одно основное правило: нужно выглядеть немного лучше своей целевой аудитории. Если предстоит выступить с докладом перед инвесторами, стоит позаботиться о дорогих костюмах, галстуке, ботинках; если же предстоит выступление перед учителями и врачами, достаточно обычного костюма хорошего качества: дешевая одежда вызовет недоверие к вам, а очень дорогая — отторжение и раздражение.

В провинции, где средняя заработная плата редко превышает 10 тысяч рублей, депутаты местного законодательного органа считают своим долгом продемонстрировать изысканный вкус и покупают итальянские костюмы, цена которых доходит до нескольких тысяч долларов.

Бедному обывателю остаётся только вспоминать слова В.И.Ленина: «Страшно далеки они от народа» — и раздраженно замечать, что лучше бы депутатам не за имиджем следить,
а за социальной сферой и местным бюджетом. Как говорится, к такому нарядному народному избраннику лишний раз и в кабинет заглянуть не хочется, не то чтобы за помощью обратиться.

Несмотря на цветовое разнообразие современной одежды, деловой стиль по-прежнему консервативен в этом отношении. Основу составляют черный и белый цвета, в дополнение к ним допускаются затемненные оттенки синего, коричневого, бордового, серого, оливкового. Из светлых цветов предпочтение отдается бежевому и голубому.

  • Основу гардероба составляют преимущественно деловые костюмы; у женщин возможен как брючный вариант, так и юбочный, однако второй предпочтительнее. Невысоким дамам лучше подбирать костюмы с одноцветным верхом и низом, а невысоким или полным мужчинам следует избегать двубортных пиджаков.
  • Самый главный нюанс при подборе одежды — найти своего производителя, чьи лекала разработаны под вашу фигуру, рост, осанку. По той же причине костюм нельзя покупать без примерки: одни и те же размеры у разных производителей сшиты по совершенно разным лекалам. Для того чтобы, как говорится, костюмчик сидел, примерьте по крайней мере три раза: один — на размер больше вашего стандартного, один —на размер меньше. Если спина не провисает, рукава не морщатся, закрывают запястья и заканчиваются раньше, чем второй сустав большого пальца, складки сзади и по бокам не расходятся, да и в целом пиджак сидит, как литой, — его можно брать.
  • При выборе брюк обратите внимание на длину: нет ничего ужаснее, чем короткие, не по росту брюки, заканчивающиеся в районе щиколотки. Правда, не менее забавно смотрятся и излишне длинные брюки, которые в этом случае собираются в гармошку. Поэтому во время примерки брючины должны прикрывать каблук примерно до половины, если же примерка осуществляется без каблука, то — слегка касаться пола. В дамском варианте брюки могут полностью закрывать высокий каблук, но в этом случае брюки нельзя будет носить с более низким каблуком.
  • Особое внимание стоит уделить обуви: она должна быть достаточно дорогой, но классического фасона, на небольшом каблуке.
  • При выборе аксессуаров нужно помнить, что если уж вы выбрали фурнитуру золотого цвета, то все металлические детали, будь то зажимы, цепочки, пуговицы — должны быть такого же цвета. То же самое касается и кожи: все аксессуары, выполненные из кожи, должны быть одних цвета и текстуры.
  • При выборе цвета зимой отдается предпочтение черному или темно-коричневому, летом — всем оттенкам бежевого. Носки должны быть всегда в тон или немного светлее обуви, поэтому недопустимо сочетание черных носков с бежевыми туфлями.
  • Однако какого бы цвета ни были носки, если они будут короткими, то, как только вы сядете, глазам всех присутствующих предстанут ваши голые ноги, так что или не садитесь, или все-таки проверяйте длину носков при покупке, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
  • И вот уж что точно считается признаком дурного тона, так это сумки-визитки, очень дорогие кичливые часы, старомодные галстуки, доставшиеся в наследство от папы или дедушки, крупные пряжки кожаных ремней, не дай Бог, еще и с камнями. Вызывают недоуменные взгляды огромные золотые перстни-печатки, да и вообще обилие золота не приветствуется.
  • Дамам следует обратить особое внимание на соответствие высоты каблука и собственной фигуры (чем полнее фигура, тем ниже и устойчивее должен быть каблук), а также ни при каких обстоятельствах не надевать чулки с босоножками или туфли без чулок, это до сих пор считается неприличным в деловом стиле.
  • В прическах важна укладка волос и их ухоженность. Если дама хочет носить длинные волосы, деловой этикет этому не препятствует, но их обязательно нужно убрать в хвост или узел на затылке. В макияже — только естественные оттенки, в парфюме — легкие ненавязчивые ароматы.

Разумеется, это только нормы и правила, которые каждое деловое сообщество видоизменяет и модифицирует под себя, поэтому нередко в офисах компаний можно увидеть обилие золотых украшений, при котором менеджер становится похож на рождественскую елку, и ногти со стразами. Гламур проникает в деловую жизнь, называя иные стереотипы, но если хотите сохранять элегантность даже в нашем мире кича и гламура, следуйте классическим правилам хорошего тона и будете столь же безупречны, как истинная леди Мери Поппинс…



Из книги Егоровой А.С. «Этикет деловых отношений»