Агрессивность ребенка вызывает неудовольствие у взрослых. Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.
Мы уже говорили на тему того, что делать, если дети ссорятся, сегодня мы погорим об агрессивном поведении ребенка в детском саду.
Кризис «Я сам»
Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.
А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.
На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».
Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:
- защита своей целостности и территории;
- выход негативных эмоций и снятие напряжения;
- отстаивает свои интересы и личное пространство;
- целеустремленность;
- показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».
Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).
В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.
Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:
- Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
- Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
- Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
- Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
- Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
- Формируются агрессивные привычки.
- Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
- Фрустрация.
- Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.
В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.
Агрессивное поведение детей – это способ неадекватного реагирования на конфликтную ситуацию с использованием агрессии для разрешения проблемы.
Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.
Что влияет на появление агрессии у детей
Рассмотрим 2 группы факторов: внутренние и внешние.
- Внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты, которые сформировались.
- Внешние: СМИ, воздействие социума, окружающих, влияние конкретной ситуации в семье (развод водителей, конфликт родителей, ругань и драки).
Причины детской агрессии
- Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
- Некоторые негативные черты личности ребенка.
- Особенности сложившихся черт поведения, т.е. ребенка научили таким образом себя вести.
- Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
- Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
- Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
- Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
- Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
- Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
- Неразрешенные конфликты.
Особо предрасположены к агрессии:
- Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
- Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
- Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.
Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:
Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?
- Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
- Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
- Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.
Какого ребенка можно назвать агрессивным?
Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.
- На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
- Как часто это повторяется?
- Нападает он первым или нет?
- В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?
Как справляться с детской агрессией
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
- Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
- Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.
Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:
Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.
«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.
Как нельзя наказывать
- Нельзя наказывать ребенка за агрессивное поведение молчанием, т.к. ему выдержать бойкот очень трудно. Для этого ему понадобится напряжение всех его психических сил.
- Нельзя говорить «Я тебя больше не люблю». Лишение любви – это самое сильное наказание, его опасно применять к детям дошкольного возраста. Потому что оно подрывает основу основ, от чего зависит жизнь ребенка – это любовь родителей.
- Нельзя кричать на ребенка, потому что крик он воспринимает как словесное битье. Один мальчик даже сказал «Мама меня бьет словами».
- Нельзя чрезмерно наказывать, не соблюдая правило, что «поощрение при наказании должно быть больше, чем само наказание». Необходимо акцентировать хорошее в поведении ребенка и закреплять его. Но часто родители делают акцент на плохом в поведении малыша и поэтому закрепляют все плохое.
- Нельзя длительно наказывать ребенка. Длительность должна быть соразмерна возрасту ребенка. Если ребенку 1 год – наказать его можно на 1 минуту, ребенку 5 лет – наказать на 5 минут.
- Нельзя упрекать и вспоминать былые проступки ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.
Похожие записи:Читайте далее: Как победить детскую агрессию?
Здравствуйте Мария! Можно узнать, кто вы по профессии? Я учитель-логопед в компенсирующем саду. Сейчас у меня старшая группа, т.е. до школы еще год. Ребенок пришел к нам 2 года назад. В средней группе — весь детский коллектив ощутил на себе силу его зубов. С родителями не раз встречались, систематически направляю ребенка на пролечивание к неврологу. Не видит границ воспитатель перед ним, ровесник — может ударить, обозвать. Какая уж тут с ним коррекционно-образовательная работа? Присмотр и уход — только бы никого не покалечил!
Здравствуйте, Евгения!
С данной ситуацией я знакома. Моя профессия педагог – психолог. Безусловно корни проблемы «кусачества» необходимо искать в семье. Многие родители, пытаясь воспитать в ребенке примерного человека, многое ему запрещают, к тому же и наказывают за мелкие провинности. Все это негативно сказывается на сознании малыша и выливается вот в такие протесты.
Если вы заметили, что дошкольник нервничает:
1. Стоит немедленно отвести его в отдельную комнату, дать успокоиться.
2. Важно систематически проводить беседы о вреде его поступков.
3. Регулярно проигрывайте с малышом сценки, где он должен адекватно отреагировать на ситуации, в которых в обыденной жизни проявляет агрессию.
Если ребенок кусается по причине неуверенности в себе или боязни, то успокойте кроху. Старайтесь чаще хвалить за хорошие поступки.
Здравствуйте. Моему сыну 6 лет. В садике в последнее время жалуются на его поведение. Дерёшься с другими детьми. Убегает от воспитателей после того как его начинают ругать. Начинаются истерики у ребёнка а прямом смысле слова. Говорит что не хочу жить. Дома каждый день проводим беседу но дома никогда не бывает подобного. Как идёт в садик все повторяется. Заведующая д/с уже категорически против того что бы его приводили в сад. Хотя бы на 2 недели. Как быть в такой ситуации ? Раньше такого не было. Как вести себя уже не знаем
Здравствуйте, Нина!
С наступлением 6 лет, многие дети уже начинают переживать кризис. В этот период они стремятся проявлять самостоятельность. А также показывают, свое превосходство над другими детьми. В садике же, детки должны придерживаться общих правил, слушаться воспитателей. А для воспитателя – все дети равны. Вот из – за этого и вытекает проблема.
Что вы должны предпринять?
1.Поговорите с ребенком в спокойной обстановке, постарайтесь выяснить причину такого поведения.
Возможно с крохой не хотят дружить или обзывают. В данном случаи следует поговорить с воспитателем. Она обязательно предпримет методы, чтобы сблизить его с ребятами.
2. Не старайтесь быть слишком строгими родителями. Покажите свое расстройство, огорчение.
3.Нередко, малыш и сам не знает почему дерется, помогите ему в этом разобраться.
Очень хороший способ – рассказать сказку, где главный герой – ваш ребенок и его сверстники. Поведайте о эмоциях каждого героя, что он переживает, если его обижают. Игровые моменты всегда лучше воспринимаются дошкольниками, нежели привычные нравоучения.
Чтобы избежать в дальнейшем подобного рода ситуаций, заведите свои добрые семейные традиции: обсуждать вечером, как прошел день, добрая сказка на ночь, игры с мамой и папой.