В нашей стране сложился такой стиль общения, когда мы не принимаем чувства собеседника. Советуем забыть, пытаемся отвлечь и не даем ему проявлять свои эмоции и чувства. А эмоции эти никуда не исчезают, они копятся внутри. По отношению к детям это проявляется еще сильнее.
Как принять эмоции и чувства ребенка?
Чаще всего родители отрицают эмоции и чувства ребенка в следующих ситуациях:
- Невыполнимые желания или требования. Ребенок хочет чего-то, просит это у мамы, а она не может ему этого сейчас дать и говорит: «Нет, ты этого не хочешь», «Ты не хочешь больше гулять, ты замерз и устал», «Мама лучше знает». А он не устал и не замерз и прогулял бы еще 5 часов. Но он маленький и может даже не понимать этого, а уж тем более не убедит в этом маму.
- Боль. Например, трехлетнего ребенка выносят из кабинета врача, отдают маме на руки. Он кричит, плачет, ему было больно и страшно, а она ему говорит: «Тихо, перестань», «Как тебе не стыдно, люди ведь смотрят!» – запрещает ему выразить свою боль, а значит, и испытывать ее.
- Страх. У ребенка в 3-5 лет появляются страхи, он начинает бояться монстров, скелетов под кроватью и проч. И когда он говорит: «Мама, я боюсь, там под кроватью чудище», мы часто ему отвечаем: «Не выдумывай, никого там нет, спи» или «Все нормально, папа и мама ведь дома, никто тебя не тронет», выключаем свет и выходим из комнаты, оставляя малыша наедине с монстрами. Мы не помогаем ему понять, что он чувствует, не помогаем ему побороть страх, а просто запрещаем бояться.
- Сомнение, огорчение, злость, разочарование. Все нежелательные эмоции, те, которые не приветствуется в обществе, асоциальное поведение мы отрицаем фразами «не психуй», «успокойся», «все хорошо».
Последствия отрицания
Поскольку не все дети в столь юном возрасте могут высказать, что чувствуют, был проведен эксперимент. Со взрослыми людьми, родителями разговаривали так, как зачастую разговаривают с детьми – отрицали их чувства. Потом их спросили, что же они при этом испытывали. И в основном это были обида, возмущение, безысходность, досада, одиночество, боль, ненужность, никчемность, «нелюбимость». Вот что чувствует ребенок, ваш малыш, когда его чувствами пренебрегают. И дело не в том, что его жутко обижает каждая подобная ситуация, но какая-то одна может так сильно ранить его, что он потом будет справляться с этим опытом долгие годы.
Принимаем эмоции и чувства ребенка
Когда мы это делаем, происходит следующее:
- Ребенок гораздо быстрее успокаивается и готов сотрудничать. Это для нас очень удобно, потому что в этом случае он сделает то, что нам от него нужно.
- Ребенок начинает больше верить и доверять взрослому, который готов принимать его чувства. Он знает, что этот человек всегда его поддержит, к нему можно прийти с любой проблемой, не боясь быть отвергнутым. Малыш также будет все это проецировать на целый мир: миру можно верить, мир хороший и добрый, ничего плохого с ним не случится.
- Ребенок знакомится со своими чувствами. Он пока не может их понять сам, не знает, что с ним происходит. Нам нужно помочь и познакомить его с его внутренней реальностью. Когда ребенок понимает, что с ним происходит, он бросает все свои силы на то, чтобы с этим справиться и часто находит выход даже лучше, чем могут предложить родители. Если он боится ложиться спать, нужно сесть рядом, сказать: «Я понимаю тебя, бояться – это очень неприятно, я и сама в детстве боялась привидений». Он поймет, что вы понимаете и принимаете его, и начнет вам больше доверять. А потом заглянет под кровать и увидит, что там никого нет.
Принятие чувств малышей разного возраста
Для детей до 2 лет:
- Проговорите ситуацию от лица малыша, говорите за него в утвердительной форме: «Ты очень испуган». Сообщите ему то, что с ним происходит.
- Много раз повторяйте одно и то же, причем очень эмоционально. «Отражайте» все его эмоции.
Для детей старше 2 лет:
- Когда ребенок пришел к вам с какой-то проблемой, сначала внимательно выслушайте его. Кивайте, отвечайте односложно.
- Повторите за ребенком то, что он сказал, практически слово в слово. Например, ребенок говорит: «Мама, меня ударил Петя!». Вы говорите: «Сынок, Петя тебя ударил».
- Выскажите его чувства за него, если он молчит: «Ты очень злишься от того, что тебя ударили, тебя бы хотелось ударить его в ответ».
- Дальше он уже начинает говорить сам. Он видит, что его слушают и понимает, что с ним произошло. Внимательно слушайте, воздерживаясь от советов. Вы должны позволить ему справиться самому. Послушайте, что он сам скажет. И тогда ребенок сам даст ответ.
- Если малыш не дает ответа, если он сейчас не готов найти выход, вы сами ему предлагаете, что можно предпринять.
- Также можно дать ребенку желаемое в фантазиях. Например, если малыш хочет банан, а их дома нет, скажите: «Я понимаю, ты очень хочешь банан, тебе хотелось бы сейчас съесть целый килограмм бананов». А лучше — оказаться на острове, где их очень-очень много, сидеть и есть их весь день».